Сайт создан по благословению архиепископа Верейского Евгения
















05.11.12 Высшие Богословские Курсы при Московской Православной Духовной Академии ообъявляют набор 2013 г.
03.04.10 Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
25.01.10 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Международных Рождественских чтений
24.01.10 Викарный епископ Павлово-Посадский Кирилл: Донской монастырь должен стать местом паломничества школьников, студентов и интеллигенции
23.01.10 В Москве прошла пресс-конференция, посвященная проведению XVIII Международных Рождественских образовательных чтений


Оставьте, пожалуйста, Ваш e-mail, чтобы получать рассылку проекта.

В вашей корзине выбрано товаров: 0
поиск по сайту

Программа призвана наполнить духовно-нравственным содержанием просветительскую и образовательную работу среди молодежи.




ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

                                          Инга Владиленовна Королькова,

                                          директор Института экспертизы

                                          образовательных программ игосударственно-конфессиональных отношений

 

В последние годы наше государство обращает особое внимание на необходимость духовно-нравственного образования и воспитания. Однако реализация государственной политики в этой сфере сталкивается с рядом трудностей. Так, недостаточными оказываются педагогические возможности семьи, которая, как и школа, в своей воспитательной деятельности сталкиваются со стихийными разрушающими их усилия влияниями среды, СМИ. Среди молодежи получили распространение различные зависимости и социальные пороки, с преодолением которых ранее педагогическое сообщество не сталкивалось. Характеризуя современную морально-нравственную ситуацию в стране, В.И.Слободчиков отметил: «Мы переживаем сейчас период своеобразной «мировоззренческой катастрофы»

В то же время православные ценности остаются незыблемыми и нетленными и в настоящее время, а тысячелетний опыт Русской православной церкви в сфере духовно-нравственного воспитания оказывается результативным и в современных условиях.

Однако в современной России ограничен опыт взаимодействия системы образования с традиционными религиозными организациями, при этом опыт XIX столетия не соответствует современным социокультурным реалиям.

Необходимо в наших условиях найти правильные пути и формы  вхождения, способы введения в содержание современного образования опыта духовно-нравственного воспитания детей и молодежи,  накопленного в православной традиции, так как именно этот опыт может и должен стать важной составляющей в формировании  мировоззренческих основ современного образования.

В процессе проведения эксперимента по апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» весьма остро проявилась необходимость удовлетворения запросов общеобразовательной школы в современных пособиях, адекватно отражающих ценности православия, православные традиции и одновременно учитывающих изменившиеся, в связи с введением в практику новых федеральных государственных образовательных стандартов, требований к методическим материалам.

В связи с этим по инициативе и при непосредственном участии, в т.ч. духовном окормлении, в то время архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, а ныне главы Среднеазиатского митрополичьего округа, управляющего Ташкентской и Узбекистанской епархией митрополита Викентия при Лаборатории педагогики православия Уральского отделения  Российской Академии Образования была создана Межрегиональная группа по разработке трех учебных программ и учебно-методических комплексов к ним для средней общеобразовательной школы:

- «Православная культура» (с 1 по 11 классы);

- «Культура России» (с 1 по 11 классы);

- «Нравственные основы семейной жизни» (10-11 классы).

Проект по созданию учебно-методических комплексов получил благословение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Разработка учебно-методических комплексов осуществлялась на основе объединения усилий светских ученых и богословов, занимающихся решением проблем духовно-нравственного воспитания. Новые учебно-методические комплексы  готовятся  с использованием современных информационных технологий и с учетом межпредметных связей в системе обучения. Содержание разработанных учебно-методических комплектов соответствует принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе РФ «Об образовании», среди которых гуманистический характер образования; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье и т.д.

Но основным является то, что содержание уже разработанных учебно-методических комплектов «Православная культура» 1-11 классы и «Нравственные основы семейной жизни» 10-11 классы выстроено в логике Федеральных Государственных образовательных стандартов  нового поколения. Именно эта особенность отличает разработанные УМК от созданных ранее.

Кроме того, предлагаемые учебно-методические комплекты содержательно не ограничиваются региональными ценностями православной культуры, а обращены к ее общероссийскому и общецивилизационному масштабу.

Разрабатываемые УМК предполагают современное использование дидактики и современной теории духовно-нравственного воспитания. В качестве основы используются теоретические положения В.И.Слободчикова – автора нового направления исследований и проектных разработок в области психологической антропологии, открывающей перспективы развития православно ориентированной педагогики и психологии.

Необходимо отметить и то, что УМК разрабатывались в безусловном соответствии с возрастными особенностями учащихся, в т.ч. с учетом возрастных особенностей духовно-нравственного развития личности. Исходя из возрастных особенностей детей, содержание предмета раскрывается с опорой на жизненный опыт учащихся, образную природу их мышления, оптимистичное восприятие мира, доверие к взрослому человеку.

Особенностью рассматриваемых УМК является использование дополнительных возможностей информационных технологий и включение в них мультимедийных приложений, которые органично входят в число видов деятельности ребенка.

И наконец, единство учебной, внеурочной и внешкольной деятельности по предметам, а также использование межпредметных связей  с другими гуманитарными предметами Базисного учебного плана позволяет полнее реализовать развивающие и воспитательные возможности этих образовательных курсов, содействовать развитию личностного восприятия базовых духовно-нравственных ценностей традиционной культуры, удовлетворить образовательные потребности семьи и обучающихся в углубленном освоении ценностей православной традиции.

Все это делает учебно-методические пособия «Нравственные основы семейной жизни» и «Православная культура» более привлекательными и соответствующими духу времени.

В настоящее время оба этих курса проходят апробацию в ряде регионов России. В г. Екатеринбурге и Свердловской области они преподаются в десятках школ. 25 из них имеют статус экспериментальных площадок Уральского отделения Российской Академии образования. Преподавание курсов проходит также в других регионах страны:  Калужская (на 21 экспериментальной площадке), Костромская, Оренбургская, Курганская, Челябинская области;  г. Санкт-Петербург, г. Сургут.

 Курсы были представлены на многих научно-практических конференциях и семинарах в рамках повышения квалификации учителей. Перед педагогической общественностью были проведены презентации курсов в Москве, Екатеринбурге, Костроме, Оренбурге, Калуге, Владивостоке, Нижнем Тагиле и других городах страны. Сюжеты о них были неоднократно показаны на телеканале «Союз» и ряде региональных телеканалов.

Образовательный курс «Нравственные основы семейной жизни» стал лауреатом I Международного фестиваля социальных технологий «За жизнь» в 2010 году в Москве. А в 2012 году  курс НОСЖ стал победителем на региональном, окружном и всероссийском турах конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Образовательный курс «Православная культура» стал победителем на региональном, окружном и всероссийском турах конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2011 году.

Оба курса получили «гриф» допуска Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации Русской Православной Церкви.

Необходимо обратить внимание на то, что разработка этих УМК осуществляется под эгидой РАО, что дает возможность создавать экспериментальные площадки для опытного использования этих учебно-методических комплексов в практике общеобразовательных школ на территории всей России. Для этого необходимо обратиться с заявкой на заключение договора с Федеральным государственным научным учреждением «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской академии образования и заполнить «Карту учета академической площадки ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО».

Когда авторы курса «Нравственные основы семейной жизни» обратились за разрешением к авторам стихов и песен, используемых в материалах курса, все поэты и композиторы давали свои разрешения, безусловно. В качестве примера можно привести ответ поэтессы Юнны Мориц: «Получила Ваше письмо и даю разрешение на включение в Вашу учебно-воспитательную программу моего стихотворения «Когда мы были молодые», музыку на которое написал Сергей Никитин. В виде исключения разрешаю использовать мое произведение бесплатно, поскольку речь идет не о концертной деятельности, не о коммерческой прибыли, а о воспитании благородства человеческих отношений в семейном кругу, где чувство Бога и свет любви объединяют отцов и детей и дают самый высокий уровень самозащиты от вражды, отравляющей тему «отцы и дети». С уважением, - Юнна Мориц».

Таким образом, в настоящее время появилась реальная возможность наполнить предметную область Базисного учебного плана «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в части компонента, формируемого участниками образовательного процесса, программами «Православная культура» и «Нравственные основы семейной жизни», отвечающими всем требованиям, предъявляемым к современным образовательным программам.

 

 



«Высшие Богословские Курсы Московской Духовной Академии»
11.02.14

Главной целью Высших Богословских Курсов Московской Духовной Академии является религиозное образование и православное просвещение мирян, имеющих различное профессиональное образование.

Покров
11.02.14

Журнал духовно-нравственной культуры «Покров»

Добрая книга России
11.02.14

Противодействовать негативным и разрушительным тенденциям в области современной культуры путем создания просветительных книг, ориентированных на детей и молодежь и отвечающих высоким нравственным требованиям;

«Светочи России. XX век»
11.02.14

Программа «Светочи России ХХ века», в силу своего общенародного характера, подразумевает вовлечение широких общественных сил для реализации поставленных Программой задач. 

Доброе кино России
11.02.14

В современном кинематографе существует дефицит сильных, положительных, добрых, нравственных героев 



Центр духовно-нравственной культуры «Покров»
11.02.14
Важной задачей проекта является воссоздание традиционного православного мировоззрения через творческую деятельность. 
Исследование духовно-нравственной культуры..
11.02.14

«Исследование духовно-нравственной культуры и мировоззренческие парадигмы образования, культуры и социального развития»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
  

       Международный благотворительный кинофестиваль "Лучезарный Ангел" стал заметным событием в культурной жизни нашей страны.

       Миссия фестиваля - поощрение фильмов, которые пробуждают в сердцах зрителей веру в торжество правды, гармонии и красоты, фильмов, способствующихдуховному возрастанию и преображению человека. Благодаря кинофестивалю, работающему под девизом "Доброе кино возвращается", представленное на нем искусство стало значимой частью национального кинематографа.

 

  

Принимаете ли Вы участие в паломнических поездках?
Всего голосов: (1052)
Каждый год
Несколько раз в год
Редко
Никогда не бывал
© 2010. "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России". Институт экспертизы образовательных программ и
государственно-конфессиональных отношений

При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на программу
"Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России" или www.dnkrus.ru обязательна



Дизайн: exdesign