Сайт создан по благословению архиепископа Верейского Евгения
















05.11.12 Высшие Богословские Курсы при Московской Православной Духовной Академии ообъявляют набор 2013 г.
03.04.10 Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
25.01.10 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Международных Рождественских чтений
24.01.10 Викарный епископ Павлово-Посадский Кирилл: Донской монастырь должен стать местом паломничества школьников, студентов и интеллигенции
23.01.10 В Москве прошла пресс-конференция, посвященная проведению XVIII Международных Рождественских образовательных чтений


Оставьте, пожалуйста, Ваш e-mail, чтобы получать рассылку проекта.

В вашей корзине выбрано товаров: 0
поиск по сайту

Программа призвана наполнить духовно-нравственным содержанием просветительскую и образовательную работу среди молодежи.




ПРЕОБРАЖЁННЫЙ ЧЕЛОВЕК – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Преображённый человек – образовательный идеал православной цивилизации

Соловьёва Марина Алексеевна

Научный руководитель – доктор  философ. наук, профессор

Захарченко Марина Владимировна.

 

В статье раскрывается понятие образовательный идеал православной цивилизации, для достижения которого на территории Византии сложилась образовательная система. Эта система осуществляла не только дисциплинарное образование, но и создала институты, способные осуществлять внутреннее образование, обеспечивающие воспроизводство образовательного идеала. Византия оказала большое влияние на формирование образовательной системы Древней Руси, так как был воспринят образовательный идеал – преображённый человек и модель образовательной системы, осуществляющей его достижение.

In this article the educational ideal of the orthodox civilization opens. There was the educational system formed on the territory of the Byzantine Empire for achievement of this ideal. This system realized not only disciplinary education. It created institutes, that capable of realizing of internal education, that ensures reproduction of the educational ideal. The Byzantine Empire exerted influence on the shaping of educational system of the Old Russia, because the educational ideal was apprehend – the changed man and model of educational system, that realize achievement of this ideal.

Ключевые слова: образовательный идеал, образовательная система культуры, «внутреннее» образование, «внешнее» образование.

Key words: educational ideal, educational system of culture, «outward» education, «inner» education.

 

Образовательный идеал – общее представление о  личностных качествах человека, обеспечивающих устойчивость наиболее ценных элементов культуры Образовательный идеал как складывающийся в обществе образ оптимальных результатов образовательного процесса выполняет регулятивные функции, являясь не столько моделью, сколько указателем направления к цели. Он играет роль общего ценностного ориентира для всех участников образовательного процесса. Образовательный идеал, так или иначе, неразрывно связан с идеалом личности, выполняющим роль явного или неявного регулятора социокультурных отношений. Э. Дюркгейм называет его “нормативным идеалом” и подчеркивает его опосредующую функцию в осуществлении связи в системе “общественные потребности - образование”.

На основе образовательного идеала складывается парадигма образования как способ деятельности конкретного педагогического сообщества в конкретную эпоху. В ее рамках через концепции образования, принципы, подходы к формированию его содержания и способов организации, представления о желательных результатах складываются различные образовательные модели – мыслительные конструкции, схематично отображающие образовательный процесс и функции его участников. Образовательный идеал отражает состояние общества, в той или иной мере способствует его дальнейшей динамике.   (6)

В рамках парадигмы складывается образовательная система – совокупность элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом, которая обеспечивает возможность осуществления образовательного процесса и  характеризующаяся наличием системообразующего фактора, потенциалом и результативностью функционирования. Элементы этой системы формируются пор влиянием образовательного идеала как системообразующего фактора и под влиянием культуры созданной данной цивилизацией.  

Образовательная система культуры православной цивилизации складывается на основе культурно-образовательных процессов происходящих при переходе от античности к христианству. Этот процесс находит отражение в трудах Святых Отцов Церкви: Василия Великого, Макария Египетского, Исаака Сирина и др., которые сами были участниками и вершителями происходящих изменений. Мы видим, что происходит смена образовательного идеала, на смену идеалу, включающему такие качества как добродетельный человек, гражданин, мудрец,  теперь приходит идеал преображённого человека. Переосмысляется проблема устроения «внутреннего человека» и возникает новая сфера в образовании. Работа над внутренним миром становится наиболее важной и главная перспектива христианского общества связывается с развитием «внутреннего» образования.

В культуре православной цивилизации человек это творение Божие, и поэтому образ человека в ней складывался не только из наблюдения за жизнью, взятой во всех её аспектах, но и из богословских представлений о сущности Бога и Его взаимоотношений с человеком и миром. Эти представления берут начало в Божественном Откровении. Человек стремился раскрыть в себе образ Бога, стать подобием Того, Кто есть истина и суть этого мира, достичь обожения (teosis).  

Уже во II  в. существует образовательный идеал православной общности и указываются пути его достижения (методы). Христианский апологет св. Феофил Антиохийский  говорит о необходимости и возможности Богопознания: «Для созерцания Бога надо очистить зрение души от злых дел. Душа человека должна быть чиста, как блестящее зеркало. Надо исследовать самого себя и очиститься. Всем тем, кто подвержены грехам и порокам, Бог не является».

Воплощением Слова совершается наше обожение (teosis). Св. Афанасий произносит свою классическую формулу – «Слово вочеловечилось, чтобы мы обожились». Эта мысль стала излюбленной для восточного богословского сознания. Она определила всю антропологию Православия. 

Григорий Богослов (IV в.) говорит о человеке: "Если будешь низко думать о себе, то напомню тебе, что ты – Христова тварь, Христово дыхание, Христова честная часть, а потому вместе и небесный, и земной, приснопамятное творение. Ты – созданный Бог, через Христовы страдания идущий в нетленную славу".  (1. с.152).

Преп. Макарий Египетский (IV в.) обожение (teosis) понимает не в смысле какого-либо односторонне-человеческого нравственного катарсиса, а как реальное прославление всей психофизической сущности человека, просвещение его Божеством.   Преображение – это «христианское событие», акт космического значения. На пути земного подвига совершается воскрешение души, а в день суда будет воскресение тела. Для этого надо тело «сотворить жертвенником Божиим». «Душа должна быть еще здесь жилищем Иисуса Христа, почему христиане, если и искушаются извне, то изнутри полны Божества. Это приближение к Богу не бывает без трудов и подвигов. Душа и тело еще на земле становятся «домом Божиим» (там же с.223).

Но анализируя человека в его эмпирической данности, св. Исаак Сирин (VI в.) находит, что его органы больны. Зло (лукавство) – это болезнь, поразившая душу. Зло имеет свои органы чувств, это страсти, а «страсти суть болезнь души». Зло и страсти не принадлежат природе души; они – нанос и неестественный придаток души. Больная душа, больной ум, больное сердце, больная воля, - одним словом, больные органы познания могут порождать, создавать, производить лишь больные мысли, больные чувства, больные пожелания, больное познание. (2. С.19 -20)

Св. Исаак ставит ясный диагноз; но ему точно известно и врачевание, которое он предписывает решительно и со всей убедительностью. Поскольку страсти – болезнь души, то и выздоровление души достигается путём очищения от страстей, от лукавства. Доброделание – это здравие души, тогда как страсти – это душевный недуг. Добродетели – это средство уврачевания, которое постепенно вытесняет болезнь из души, из органов познания; этот процесс протекает медленно и требует много усердия и терпения.

Личность Богочеловека Христа представляет Собой идеальный образец человеческой личности. Богочеловеческий синергизм является существенным отличием деятельности христианина в мире. Здесь человек содействует Богу, и Бог содействует человеку (ср. 1 Кор.3.9.). Действуя в себе самом и вокруг себя, христианин вносит в подвиги всю свою личность, но делает он это и может делать успешно лишь при непрестанном содействии Божественной силы – благодати. Здесь человек представляет волю, а Бог дарует благодать; из их совместного со-действования вырабатывается христианская личность.

На долгом пути очищения и исцеления себя от страстей и самоё познание становится всё чище и здравомысленнее. Чистое сердце и чистый ум производят чистое познание. Обращённые к Богу исцелённые органы познания способны к чистому и здравому богопознанию; а обращённые к твари, они дают чистое и здравое знание о твари.

Убеждённость в высоком предназначении человека подчёркивалась тем, что создан он был «по образу и подобию Божию». Эта мысль была стержнем образовательного идеала, постепенно сложившегося и в древнерусской культуре. Этот образ не всегда соответствовал реальности в современном понимании, чаще всего он отражал некую высшую реальность. Идеальный человек, сходя со страниц книг и икон, формировал вокруг себя идеальный мир. 

Огромный материал чрезвычайно важный для понимания механизмов формирования образа человека в культуре Др. Руси даёт житийная литература. При всей «стандартности» описания святых, что подчёркивалось В.О.Ключевским и И.П.Ерёминым, изучение «идеальных» произведений важно для любого исторического исследования, поскольку, как доказали современные историки, и в частности Й.Хейзинга, для изучения культуры  эпохи сама иллюзия, в которой прибывали люди, имеет ценность истины. Интерес большинства современных исследователей агиографии привлекает центральная онтологическая и моральная категория  святости.

В.О.Ключевский отмечал, что жития разочаровали его, поскольку «Житие… берёт из индивидуальной жизни только то, что подходит под общий тип, то есть в чём непосредственно отразился общий христианский идеал. Житие относится к исторической биографии так, как иконописное изображение к портрету» (Соч., Т.6.М.,1959.С.73). По сути, Жития являют нам реализованный образовательный идеал восточно-христианской культуры. (7)

Древнерусские мыслители, так же как и Отцы Церкви, осмысляют механизмы, способствующие достижению идеала. По мнению  Никифора Грека (XII в.), для поддержания телесного единства, в основе которого лежат принципы гармонии и иерархии, необходим регулятор телесно-духовных отношений. В качестве него выступает пост. Исаак Сирин писал: «Спаситель постом начал дело устроения нашего спасения, до поста род человеческий не знал победы, и диавол никогда не испытывал поражение от нашего естества… Кто пребывает в нём, у того ум непоколебим и готов встретить и отразить все лютые страсти».  Никифор, решая вопрос о телесной природе человека, рассматривает тело как орган души. Из этого положения следуют этические и психофизиологические выводы. Во-первых, тело послушно душе, во-вторых, все органы тела являются органами душевной деятельности, и о них необходимо помнить и подчинять их себе с помощью поста.

  Кирилл Туровский целью учения считает «трезвение» души, установление душевной чистоты, которая является необходимым условием развития умственных и нравственных способностей. Их развитие –  условие становления человека, цель которого – познание божественного.  

  В «Предисловии» к «Уставу» Нил Сорский указывает, что цель монашеского служения, а значит и смысл жизни человека вообще,   «обожение». Основой учения было представление о том, что человеческий ум – образ Божий, но восстановлению разрозненных душевных частей мешают «страсти». Поэтому аскету для того, чтобы восстановить разум «истинный», необходимо практиковать «усмирение страстей».

С первых строчек предисловия к «Уставу» очевидны антропологические взгляды Нила Сорского, его стремление к целостному видению человека. Нил,  считает человека в его современном («падшем») состоянии не вполне человеком, и «истинным» человеком для старца является Адам до того, как он «вкусил» с древа познания добра и зла. После изгнания Адама и Евы из рая, произошло «слияние» человека и «видимого мира». Их сблизила телесность и рабство. Доминантой нового существования, определяющей всю жизнь людей становится плоть, но это существование – иллюзия, ведь плоть – лишь покров на теле души. Удел плоти – смерть и тлен. Но духовное преображение должно дополняться телесным. Условием гармоничного существования должно быть не насилие духа над телом, а их союз. Нил пишет, что «Телесное упражнение – только лист, внутреннее же плод… Кто молится только устами, не заботясь об уме, тот воздуху молится: Бог внимает уму (см. Кор.14; 14, 15, 19)… без внутреннего напрасно трудится во внешнем» (7)

Мы видим, что и византийские и древнерусские мыслители за идеал и объект подражания принимают Богочеловека Христа, и образование призвано содействовать богопознанию и уподоблению Христу. Но православная антропология говорит о том, что этому уподоблению (обожению) мешает повреждённая после грехопадения природа человека. Образовательный идеал – преображённый человек, может быть достигнут, если будет преодолено это повреждение и цели христианского образования не столько нравственные, сколько онтологические. Основным институтом образования становится Церковь, создавшая свои просвещающие стратегии: Таинства, наставничество, книжная культура, взаимодействие в общине, эстетические методы, аскетические практики, уклад жизни, монастырский устав. В Церкви, уже в раннехристианской общине, были заложены главные, структурные элементы образовательной системы культуры православной цивилизации: догматика (Св. Писание), этика (жизнь по заповедям) и мистика (Таинства – Богообщение). С течением времени воцерковлялись старые институты – семья, община; в IV веке появился такой институт как монастырь с его аскетическими и мистическими практиками, сформировался институт старчества. Постепенно воцерковлялось такое достояние античности как институциональное образование, и вместе с этим постоянно существовала традиция литургического образования, формировавшая и совершенствовавшая ритуал богослужения, гимнографию, церковное пение, иконографию, храмостроительство, развивая эстетический аспект образования. К IX веку, началу славянской миссии, Византия обладала всей полнотой образования, сформировалась образовательная система православной цивилизации.

Стратегии внутреннего образования в Византии исследуют Иоанн (Мейендорф) и С.Хоружий, Иустин (Попович), Киприан (Керн) и др. Одним из исследователей духовности Др. Руси был Г.П.Федотов. Его  исследования показали целостное мировидение допетровской эпохи, он положил начало новому направлению – исследованию религиозной и ценностной модели мира.  

Опираясь на исследования этих и других авторов, а также на работу М.А. Новосёлова  «Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве», в которой он описывает особенности внутреннего образования (5), мы попытались создать модель образовательной системы культуры Византии, опираясь на современные исследования в области образовательных систем (Лебедев О.Е., Данилюк, Борисенко и др.). Модель включает с себя типологические черты восточно-христианской образовательной системы, что позволяет нам применить её при изучении образования Древней Руси.

 С момента своего становления Христианская традиция разводит «внешнего» и «внутреннего» человека и образование разделяется также на «внешнее» и «внутреннее» (Рис.1).

«Внешнее» образование, в основе своей дисциплинарное, направленное на социализацию человека, на формирование гражданина общества. «Внутреннее образование» способствует устроению внутренней жизни человека: мировоззрение, ценностные ориентации, духовный опыт.

«Внутреннее образование» состоит из трёх элементов:  когнитивно-волевого (догматического), этического, духовного (мистического).

Когнитивно-волевой элемент предполагает осмысление взаимоотношений божественного и человеческого миров, является всеобщей формой описания опыта духовной жизни. Но это осмысление не абстрактное, а предполагающее деятельное осуществление – жизнь по заповедям, то есть переход к этическому элементу, осуществление «стратегии жизнестроительства». Духовный элемент предполагает богообщение: молитва, аскетические практики.

Все эти три элемента должны осуществляться в гармонии, если какая-либо из них начинает доминировать или исчезает, нарушается гармоническая целостность образования. Однако существует иерархия «внешнего» и   «внутреннего» образования. Задачи «внешнего» образования всегда приводились в соответствие со смыслами образования «внутреннего».

 

Образовательная система культуры православной цивилизации (Рис.1)

  

 

Все эти три элемента должны осуществляться в гармонии, если какая-либо из них начинает доминировать или исчезает, нарушается гармоническая целостность образования. Однако существует иерархия «внешнего» и «внутреннего» образования. Задачи «внешнего» образования всегда приводились в соответствие со смыслами образования «внутреннего».

И «внешнее» и «внутреннее» образование в Византии подчинены одной главной цели – богопознание (teosis). Только дисциплинарное образование осуществляет богопознание через изучение творения: окружающего мира, его устроения и места в нём человека; а «внутреннее» образование осуществляет богопознание через исполнение заповедей, очищение сердца, открытие в себе Образа Божия. Человеку даны две книги для познания: одна книга природы, другая книга – Библия.

Описанная нами система содержит сущностные характеристики образования. Её структуру составляют такие элементы, как дисциплинарный, когнитивно-волевой,  этический  и духовный.  Гармоничное единство внутри триады «внутреннего» образования дополняется приоритетом «внутреннего» образования над «внешним». Наблюдается некоторая преемственность: от дисциплинарного, через когнитивно-волевой и этический к  духовному. Однако это не жёстко закреплённый путь и, как мы видим из житий святых, к достижению идеала у них были разные пути. Системообразующим фактором является образовательный идеал – преображённый человек. Что касается потенциала системы, то, если говорит современным языком, она имела возможность осуществлять консолидацию общества на основе освоения общих ценностей и способствовать самоопределению личности. Подтверждение результативности этой образовательной системы мы имеем в лице святых прославленных Православной Церковью, т.е. в лице людей, которые смогли достичь образовательного идеала общества.

Образовательная система культуры православной цивилизации почти полностью сохраняет структуру античного образования с её институтами и методами  (Университет, школа, семья, община, библиотека), и создаёт новые (Церковь, монастырь) на новых онтологических и антропологических основаниях. Появляются новые методы, созданные литургическим воспитанием и аскетическими практиками, которые и обеспечивают воспроизводство типа личности, присущего православной цивилизации

Др. Русь, воспринявшая культуру Православной Цивилизации от Византии, модель образования в полном объёме не воссоздала. Опираясь на исследования Голубинского, Лавровского, Кошелевой мы можем предположить, что изначально школы дисциплинарного образования были созданы на Руси по инициативе князей и поставляемых на Русь митрополитов. Но не было сформировано устойчивых механизмов возобновления школьного образования, не было привычки к учению у молодого народа. Однако стремление к познанию окружающего мира и к книжному учению привилось, была необходимость в грамотном клире для осуществления богослужебной деятельности, и дисциплинарное образование заменили школы грамоты, мастера грамоты, начётничество. Уровень грамотности сохранялся высоким. Школу заменила книга. Дисциплинарное образование было поглощено личным наставничеством и включённостью в логику деятельности. Сложилась укладно-сословная образованность.

Что касается триады «внутреннего» образования, то она была воспринята полностью, но самой близкой, понятной и востребованной оказалась этическая составляющая, об этом мы можем судить по тематике «Изборников» и другой переводной литературе имевшей хождение на Руси. «Милосердие» заменяет аскетические практики для мирян. «Милосердие» как дело веры. Сначала дело – потом познание истины. «Милосердие» как ступень к созерцанию истины. Но уже в XIV в., в период Паламитских соборов, во времена Сергия Радонежского расцвела мистическая составляющая, которая была письменно оформлена в XVI в. представителем заволжских «нестяжателей» Нилом Сорским, а в XVIII-XIX вв. была продолжена и развита Оптинскими старцами. Догматическая составляющая не только осваивалась при помощи начётничества и литургического образования, но и развивалась русскими подвижниками. Так учение о Святом Духе (Православная пневматология) начало создаваться в десятом веке в трудах Симеона Нового Богослов. Среди богословов, развивающих идеи св. Симеона, мы можем назвать и преподобного Серафима Саровского (первая половина XIX в.).

Основание русской образованности, познающей истину через «живую совокупность высших умственных сил», то есть сформировавшееся под влиянием Церкви и традиции исихазма, Киреевский признаёт необходимым основанием и для мыслящей Европы, где из-за чрезмерного авторитета отвлечённого мышления «всё бытие является человеку прозрачной диалектикой его собственного разума, а его разум – самосознанием всемирного бытия». «Отпадение Рима от Вселенской Церкви лишило Запад чистоты христианского учения, но оно же остановило развитие общественной образованности на Востоке, поскольку воплощение Божественной истины во внешней образованности народа должно было совершиться совокупными усилиями Востока и Запада. Задачей Востока с тех пор стало сохранение Божественной истины в её чистоте и святости» (4). Иван Киреевский впервые поставил вопрос о необходимости осуществления всей полноты образовательной системы культуры, о соединении её «внешней» и «внутренней» составляющих. О необходимости такого соединения находим и у Л.Н.Модзалевского: «Истинный прогресс и истинное воспитание возможны только при гармоничном развитии человечества, как в умственном, научном, так и в религиозно-нравственном отношениях, между которыми необходимо то же равновесие, какое необходимо между умом и чувством каждого отдельного человека». (3,с.209) Все эти размышления оказываются актуальными, так как  существует задача восстановить динамичную образовательную модель. Образовательную систему культуры во всей её полноте, так чтобы она была способна воспроизводить тип личности присущий нашей цивилизации.

 

 

 

Список литературы:

1.      Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М., "Паломник", 1996. с.152

2.      Иустин (Попович). Православная философия истины. Пермь, 2003. 191 с.

3.      Л. Н. Модзалевский. Очерки истории воспитания и обучения. Т.1.—СПб.: «Алетейя», 2000. – 428 с.

4.      Киреевский И.В. Разум на пути к истине : М., 2002. – 660 с.

5.      М.А. Новосёлов. «Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве». Москва, Атлас – пресс. 2004г. 377с.

6.      Н.В. Смирнова к. философ. н. Структурно-функциональные характеристики образовательного процесса. -  http://credonew.ru/content/view/742/26/

7.      Чумакова Т. В. «В человеческом жительстве мнози образы зрятся». Образ человека в культуре Древней Руси. – СПб.:Санкт-Петербургское философское общество. 2001 – 242 с.

 

 



«Высшие Богословские Курсы Московской Духовной Академии»
11.02.14

Главной целью Высших Богословских Курсов Московской Духовной Академии является религиозное образование и православное просвещение мирян, имеющих различное профессиональное образование.

Покров
11.02.14

Журнал духовно-нравственной культуры «Покров»

Добрая книга России
11.02.14

Противодействовать негативным и разрушительным тенденциям в области современной культуры путем создания просветительных книг, ориентированных на детей и молодежь и отвечающих высоким нравственным требованиям;

«Светочи России. XX век»
11.02.14

Программа «Светочи России ХХ века», в силу своего общенародного характера, подразумевает вовлечение широких общественных сил для реализации поставленных Программой задач. 

Доброе кино России
11.02.14

В современном кинематографе существует дефицит сильных, положительных, добрых, нравственных героев 



Центр духовно-нравственной культуры «Покров»
11.02.14
Важной задачей проекта является воссоздание традиционного православного мировоззрения через творческую деятельность. 
Исследование духовно-нравственной культуры..
11.02.14

«Исследование духовно-нравственной культуры и мировоззренческие парадигмы образования, культуры и социального развития»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
  

       Международный благотворительный кинофестиваль "Лучезарный Ангел" стал заметным событием в культурной жизни нашей страны.

       Миссия фестиваля - поощрение фильмов, которые пробуждают в сердцах зрителей веру в торжество правды, гармонии и красоты, фильмов, способствующихдуховному возрастанию и преображению человека. Благодаря кинофестивалю, работающему под девизом "Доброе кино возвращается", представленное на нем искусство стало значимой частью национального кинематографа.

 

  

Принимаете ли Вы участие в паломнических поездках?
Всего голосов: (1052)
Каждый год
Несколько раз в год
Редко
Никогда не бывал
© 2010. "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России". Институт экспертизы образовательных программ и
государственно-конфессиональных отношений

При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на программу
"Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России" или www.dnkrus.ru обязательна



Дизайн: exdesign