Сайт создан по благословению архиепископа Верейского Евгения
















05.11.12 Высшие Богословские Курсы при Московской Православной Духовной Академии ообъявляют набор 2013 г.
03.04.10 Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
25.01.10 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Международных Рождественских чтений
24.01.10 Викарный епископ Павлово-Посадский Кирилл: Донской монастырь должен стать местом паломничества школьников, студентов и интеллигенции
23.01.10 В Москве прошла пресс-конференция, посвященная проведению XVIII Международных Рождественских образовательных чтений


Оставьте, пожалуйста, Ваш e-mail, чтобы получать рассылку проекта.

В вашей корзине выбрано товаров: 0
поиск по сайту

Программа призвана наполнить духовно-нравственным содержанием просветительскую и образовательную работу среди молодежи.




КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ АНТРОПОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

АНТРОПОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В.И.Слободчиков

Ключевые слова: антропология образования, образовательная антропология, образовательное  знание, антропо-практика, антропный  потенциал, взросление, инкультурация, научение, социализация, психолого-педагогическая антропология. 

Резюме: в статье раскрывается содержание философских и  теоретико-методологических основ антропологического подхода в образовании.

The contents of philosophical and theoretico-methodological basis of anthropological approach in education is described in this article.

 

Несмотря на наличие большого числа частных (региональных, аспектных, акцентных) антропологий (философская, психологическая, педагогическая, культурная, социальная, политическая и др.), прецедентов разработки антропологий конкретных сфер социальной практики пока еще не существует. Отсутствуют прецеденты подобной работы и в отечественных, и в зарубежных системах гуманитарного знания. Необходимость антропологии образования – это ответ на вызовы времени, результат осмысления современной ситуации человеческого бытия.

Сегодня мы только приступаем к построению особого представления – об антропологии образования; к созданию новой категории, содержание которой пока еще остается недостаточно определенным. Поэтому, во-первых, необходимо обозначить те предпосылки, которые необходимы для такого представления, и, во-вторых, представить версию нашего понимания данной категории.

Прежде всего, необходимо отчетливо различать содержание двух словосочетаний – «антропология образования» и «образовательная антропология». В антропологии образования это содержание задано предельным (абсолютным) Образом человека, можно сказать – «собственно человеческим в человеке». И уже этим Образом детерминирован – в той или иной мере – весь универсум образования (в своих знаниях, идеологиях, технологиях, структурах).

В свою очередь, в образовательной антропологии это содержание и образ человека ситуативны, а главное – релятивны (относительны). Образовательная антропология – это натуральный, социально и культурно детерминированный опыт понимания человека через призму существующей, хотя и изменяющейся практики образования. Можно сказать, каждая исторически определенная практика образования вырабатывает свой исторически же ограниченный образ человека.

Далее, образовательная антропология как система знаний строится по структуре акцентных антропологий (главным образом – как педагогическая антропология), т.е. как учение о человеке в языке той или иной гуманитарной системы знаний. Поэтому возникает иллюзия, что достаточно суммировать представления акцентных антропологий в некий конструкт и окажется возможным раскрыть содержание и существо антропологически ориентированного образования. Но «образование» не есть ни систематизированное учение, ни тем более монодисциплинарный корпус знаний. Поэтому суммировать представления акцентных антропологий в целостный образ образования невозможно, ввиду изначально различной их предметной направленности.

Достоинство антропологии образования в том, что она изначально строится как синтезированная система разнотипологических знаний о практике выращивания «собственно человеческого в человеке». Антропология образования – это одновременно мировоззренческие (ценностно-смысловые) и теоретико-методологические (инструментальные) основания построения самой практики развивающего образования. Антропология образования – это двуипостасная эпистемологическая система, включающая в себя знания о практике: ее истоков, истории, субъектов, оснований и т.п.   и знания самой практики, т.е. путей и средств (технологии) ее выращивания. Следовательно, в антропологии образования речь должна идти не об акцентных антропологиях в их отдельности или сумме, а, с одной стороны, о принципиально новом – образовательном знании, не редуцируемом ни к какой монопредметности, а с другой - необходимо вводить представление об антропо-практике, практике «вочеловечивания человека», а не только о практике освоения знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.

Образовательное знание – это новый тип рационального знания, синтезированного и целостного, предметной областью которого выступает образование во всех его фундаментальных интерпретациях. Также, принципиально новым в категориальном строе антропологии образования является рассмотрение практики как категории, а не натурально - как теоретически пустой эмпирии и «сырого» опыта. Это позволяет затем без разрывов и фальсификаций перейти к организации, преобразованию, а затем - к рефлексии всего пространства практических действий – как реальной действительности антропо-практики.

Антропологический подход в сфере гуманитарного знания – это, в первую очередь, ориентация на человеческую реальность во всей ее полноте, во всех ее духовно-душевно-телесных измерениях. Это поиск средств и условий становления полного, всего человека; человека – как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с Другими, как индивидуальности перед лицом Абсолютного Смысла бытия, перед Богом.

Понятие «антропология образования» может быть прочитано двояко. С одной стороны, это ответ на вопрос: как должно быть построено современное образование, с точки зрения общей системы человекознания. Здесь важнейшее значение имеет ряд системообразующих принципов – принцип развития, принцип со-бытийности, принцип субъектности, принципы природо-, культуро-, социосообразности и др., которые задают общий смысл, строй и содержание образования. С другой стороны, любое образование изначально должно строиться как особая антропо-практика, практика вочеловечивания человека, практика становления «собственно человеческого в человеке».

Ключевая идея антропологии образования заключается в том, что современное образование не может ограничиться только трансляцией подрастающим поколениям совокупности знаний (пусть и новейших), формирования у них наисовременнейших компетенций, развития совершенных познавательных способностей. Социально-политическая и мировоззренческая катастрофа, постигшая нашу страну в конце ХХ столетия, обернулась антропологической катастрофой, диссоциацией собственно человеческого в человеке – от полной потери смысла жизни у одних до полной потери облика человеческого у других.

По сути, именно перед образованием встала задача созидания человека в целостности его человеческих проявлений, человека в полноте его телесно-душевно-духовных измерений. При определении нашего понимания  «собственно человеческого в человеке» мы исходим из фундаментальной философско-богословской, христианской – по существу, идеи о свободе и достоинстве человека и из обоснования субъектности человека в качестве внутреннего, психологического основания его свободы и достоинства. Субъектность как способность человека к самодетерминируемому, самоуправляемому, самоконтролируемому поведению и действию, способность встать в практическое отношение к миру, сделать свою деятельность и самого себя предметом анализа и изменения составляет родовую специфику человека.

В настоящее время теоретически обосновано и показано, что становление этой родовой способности происходит в со-бытийной детско-взрослой общности, целостность которой задается системой связей и отношений между ее участниками, а главным способом бытия такой общности является  ведущая для конкретного возраста, совместно-распределенная деятельность, рефлексируемая в своих основаниях и средствах.

Однако реальную психологическую целостность невозможно ни выявить, ни изучить как уже существующую, как налично данную. Свою определенность эта целостность обретает в процессах становления и развития. И более того, не просто в развитии вообще, а в развитии по сущности человека – в саморазвитии как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни; способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Генеральной способностью, сдвоенным механизмом саморазвития человека являются рефлексивная способность к самоопределению, к осознанию границ собственной субъективности и способность к трансцендированию этих границ, открывающему новые, неочевидные ресурсы собственной самости.

Реализация антропологического принципа в образовании, создание в практике образования условий для становления целостного человека,  предполагает выявление антропного (собственно человеческого) потенциала современной психолого-педагогической науки. Мы полагаем, что для антропологии развивающего образования наиболее адекватна научность нового типа – образовательное знание. Отличительными чертами образовательного знания являются его фундаментальность, многоаспектность, интегральность (целостность), технологичность, опора на опыт инновационных преобразований. Психологическая антропология в целом и психология образования – в частности, выстраивается в данном случае как форма образовательного знания, которая может быть поименована также - как психолого-педагогическая антропология.

В современном обществе образование это естественное и, может быть, наиболее оптимальное место встречи личности и общества, место продуктивного и взаиморазвивающего разрешения бытийных противоречий между ними. По сути, всякое образование всегда имело, по крайней мере, два стратегических ориентира на личность (ее духовное становление и развитие базовых способностей) и на общество (его устойчивое развитие и способность к инновационным преобразованиям). Уже с этой точки зрения становится понятным, что образование не есть нечто одномерное и качественно специфически определенное.

В современном обществе отчетливо выявляются три образа образования или три его фундаментальных интерпретации.

1. Образование это сфера общества, самостоятельная форма общественной практики (система деятельностей, структур организации и механизмов управления), особая социальная инфраструктура, пронизывающая другие социальные сферы. Такая интерпретация образования определяет место образования в пространстве социума. Социально ориентированное образование, с одной стороны, обеспечивает целостность общественного организма, а с другой – является мощным ресурсом его исторического развития.

2. Образование это универсальный способ трансляции культурно-исторического опыта, дар одного поколения другому; общий механизм социального наследования. Данная интерпретация вписывает образование в пространство культуры. Культурно-историческая миссия образования заключается в передаче и сохранении норм и ценностей общей жизни во времени, в связывании нацело некоторой общности людей и способа их жизни, в обеспечении их духовной, культурной и этнической идентификации.

         3. Образование это всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и в пространстве культуры. Данная интерпретация – это образование в пространстве человеческой реальности. Антропологическая миссия современного образования – становление у  человека фундаментальных потребностей и способностей, главными из которых становятся  потребности и способности к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию.

В этих трех интерпретациях образования отчетливо выявляется его главный смысл на современном этапе исторического развития человечества. Этот смысл – развитие; развитие как ценностная основа и принцип существования образования. По сути, именно в этом и состоит главный ответ на вопрос что такое «современное образование». Современное образование – это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; современное образование это развивающее и развивающееся образование.

Развивающая функция образования в полной мере отвечает принципу Декларации прав ребенка. Этот принцип гласит, что ребенку должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию, и бла­годаря которому он мог бы на основе равенства возможно­стей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.                                                       

Для разрабатываемой концепции антропологии образования третья его интерпретация является главным ценностным основанием и целевым ориентиром; вторая и первая интерпретации – являются условиями и средствами достижения этих целей и ценностей. В рамках третьей интерпретации образования получает свою реализацию антропологический принцип как практика выращивания и формирования в образовательных процессах  субъектных способностей человека. Здесь проявляются конструктивные возможности социально-педагогического и психолого-педагогического проектирования как методологии и технологии целенаправленного построения инновационных развивающих практик образования.

Необходимость широкого, стереоскопического взгляда на образование определяется пониманием важности каждого из его образов для решения задач становления человека в образовании. Образование – это целостный организм, и реализация смыслов и достижение целей образования и развития человека возможно лишь при условии полноценного функционирования всех его систем. Именно в этом факте скрывается и ответ на вопрос о предметности антропологии образования при обосновании целостной практики образования. Во всех системах образования действуют субъекты, и их психологическая компетентность является необходимым условием его эффективного функционирования.

В рамках жанра статьи мы сочли необходимым рассмотреть лишь одну из проблем психологии образования с позиции антропологического подхода в сфере гуманитарного знания. Это, прежде всего, анализ таких системообразующих категорий, как процессы образования, образовательная деятельность и образовательные процессы, содержательное раскрытие которых является традиционной проблемой, разрабатываемой в педагогике.

Выделение типов процессов образования и вслед за этим типов образовательных процессов возможно на основе анализа способа или ситуации человеческого бытия. Различные стороны человеческого бытия задают цели и содержание качественно определенных процессов образования. На основе анализа способа или ситуации человеческого бытия в рамках антропологического подхода к образованию в качестве основных нами выделяются четыре формы процесса образования взросление, инкультурация, научение, социализация, каждая из которых существует как вполне определенная и относительно независимая от других форма человеческой жизнедеятельности. Каждой форме процесса образования находится в соответствии определенный, специально сконструированный тип образовательного процесса – выращивание, формирование, обучение, воспитание.

Следует особо подчеркнуть, что на всем пространстве образования, на всех его ступенях главным субъектом образовательной деятельности является образовательная общность педагогов и учащихся, взрослых и детей. Именно данная общность (а не отдельные индивиды, вовлеченные в образование) особым образом преобразует естественно-стихийные процессы образования в целеориентированную совместно-распределенную образовательную деятельность, которая обычно и поименовывается в качестве того или иного образовательного процесса. На схеме  представлено соотношение процессов образования, образовательных процессов, образовательных общностей, форм индивидуальной и совместно-распределенной деятельности главных участников образования.  Раскроем содержание лишь процессуальной стороны образования, в свете которой будут понятны и другие составляющие данной схемы.

 

 

Взросление представляет собой процесс становления адекватного и хорошо адаптированного человека ко всему многообразию жизненных коллизий. В ходе взросления происходят изменения в физическом облике человека, в его внутреннем мире, в социальных взаимодействиях. Процесс взросления вбирает в себя становление  многообразных телесно-органических, нейро-физиологических, психофизиологических и собственно психологических структур и функций человека. Взросление включает в себя процессы оформления полового диморфизма как процессы роста и превращения девочки в женщину и мальчика в мужчину.

В различные периоды жизни происходит становление определенных сторон и качеств жизни человека. «Оживление и одушевление» – глав­ный психологический смысл событий, про­исходящих с ребенком на протяжении дошкольного детства. За первые шесть-семь лет жизни дитя становится хозяином собственного тела и  способностей своей души. В подростковом возрасте осваиваются полоролевые отношения, приобретаются формы поведения «настоящей женщины» и «настоящего мужчины». В юности и молодости приходит пора настоящего взросления, оформления физической, психологической и социальной зрелости.  

Инкультурацияэто процесс освоения культурных форм жизни или совершенных форм культуры и формирования специальных способностей. Перед каждым человеком стоит задача освоить достижения той культуры, в которой он живет. Образно выражаясь, инкультурация дает возможность человеку быть «своим среди своих», не быть «белой вороной» в своем окружении, не чувствовать себя инопланетянином.

Процесс инкультурации фиксирует достаточно очевидный факт – чтобы быть культурным человеком, необходимо по-человечески обращаться с предметами жизнедеятельности человека, освоить общечеловеческие способности (язык, речь, письмо, информационные технологии и т.п.), понять смысл совершаемых действий и усвоить способы деятельностно-преобразующего взаимодействия с миром, овладеть средствами и нормами культуросообразного общения и поведения. Инкультурация превращает индивида в умелого субъекта, способного к осуществлению многообразных форм деятельности и поведения в родной ему культуре.

Научениеэто процесс освоения той стороны социокультурного опыта, которая связана с выработкой у каждого индивида умения приобретать необходимые знания, новый опыт, обобщенные способы действий. Процесс научения отличается от процесса инкультурации своей направленностью на внутренние, идеальные средства и способы преобразующего отношения к окружающему миру. И если инкультурация направлена на освоение уже достигнутого опыта, научение ориентировано на  выращивание нового опыта посредством развития у себя способностей к идеальной деятельности, фиксации средств и способов мыслительной, познавательной деятельности. Результатом процесса научения как естественного процесса обретения опыта выступает владение общими способами познавательной деятельности. В процессе научения приобретается желание и умение учиться, потребность в самосовершенствовании, в самообразовании.

Социализация  – это опыт вхождения человека в социальную среду и систему социальных связей и отношений, но также и активное воспроизводство им этой системы в своей жизнедеятельности. «Основываясь на субъект-субъектном подходе, – пишет А.В.Мудрик, – социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах». Как правило, в психолого-педагогических работах социализация понимается предельно широко - как приобщение человека к миру человеческой культуры. В нашем понимании, социализация – это процесс и результат усвоения и воспроизводства социального опыта как опыта совместной жизнедеятельности людей, опыта общении и взаимодействия между людьми. Именно на этом основании проблема социализации включается в предметную область социальной психологии.

В социальной психологии разводят понятия социализации и социального развития. За социализацией закрепляют те стороны жизни человека, которые отвечают социальным ожиданиям общества, выражают соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к личности на определенном  возрастном этапе, т.е. описывают как процесс социальной адаптации. Социальное развитие включает в себя способность к адекватному восприятию новых социальных требований, избирательное отношение к социальным воздействиям, сформированность личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации, процесс активного и индивидуального участия в освоении и творении социальных форм жизни.

Итак, взросление, инкультурация, научение, социализация как процессы образования существуют как вполне определенные, самодостаточные и относительно независимые друг от друга формы человеческой жизнедеятельности, как формы  образования различных сторон субъективной реальности.

Этим формам жизнедеятельности человека, как уже указывалось, соответствуют четыре специально организованных типа образовательных процессов – выращивание, формирование, обучение, воспитание.

Выращиваниеэто образовательный процесс, обеспечивающий становление жизнеспособного и жизнестойкого человека. Выращивание (или взращивание) как образовательный процесс – это решение задач взросления человека педагогическими средствами. Выращивание включает в себя деятельность взрослых по уходу, заботе, взращиванию физически и психологически здоровых детей, подростков, юношей и девушек. Основная роль в процессе выращивания жизнеспособного человека принадлежит родителям, воспитателям детских садов. Всё собственно человеческое растущий человек получает от других людей. Когда речь идет о дошкольнике, то этими другими людьми являются в первую очередь родители и ближайшие взрослые. Позиция взрослого в процессе выращивания – это позиция взращивания из ре­бенка доброго семьянина, способного и склонного продолжить, возродить тради­ции рода.

Формированиеэто процесс образования индивидуальных способностей человека, овладение существующими формами мышления, сознания и самосознания. Формирование как образовательный процесс – это специально построенный процесс инкультурации – погружения в культурные формы. Корневая основа термина «формирование» – «форма»; это процесс отработки у субъекта совершенных форм познания, совершенных способов  действия, видов деятельности по освоению им различных областей культуры.

Формирование как образовательный процесс ориентирован на передачу-освоение образцов, эталонов и норм человеческой деятельности, типов отношений, форм сознания, мировосприятия, способов и техник мышления. В образовании процесс формирования «встраивается» в другие образовательные процессы, «доводит» до эталона культурно определенные формы выращивания, обучения, воспитания.

Обучениеэто процесс передачи-освоения учащимися всеобщих способов деятельности и мышления, освоения теоретических понятий и идеальных способов действия, знаний и умений. «Школа должна учить мыслить» – это название статьи выдающегося отечественного философа Э.В.Ильенкова как нельзя лучше характеризует саму суть процесса обучения. Обучение как образовательный процесс имеет свои специфические особенности на ступенях образования – от дошкольной до вузовской. В процессе обучения происходит (должно происходить) становление субъекта собственной учебной деятельности, что является залогом самостоятельного обретения жизненной и профессиональной позиции.

Воспитаниеэто процесс передачи-усвоения культуры общения, ценностей и норм взаимоотношений в человеческом обществе. Самостоятельность образовательного процесса воспитания заложена в самом понятии «воспитание». В понятии «воспитание» можно «вычитать» два исходных значения или смысла. Во-первых, «вос-питание» в своей корневой основе имеет смысл «питания» или «напитания» воспитанников ценностями, смыслами, назначением и нормами совместной человеческой жизни. В образовательном процессе воспитания происходит освоение духовно-нравственных ценностей человеческой жизни, духовное становление человека, становление его личности и индивидуальности.

Во-вторых, «вос-питание» имеет смысл восполнения отдельного человека до всеобщности человеческого рода, создания условий по превращению человека в цельного, настоящего человека, восстановление всечеловеческого в человеке. Воспитание всегда ориентировано на целое, на сообщество, на построение связей и отношений между детьми и взрослыми, учащимися и педагогами, между воспитанниками.

Основной смысл воспитания – становление в каждом воспитаннике отношения к другому человеку как к самоценности, как к цели и никогда как к средству (И.Кант). Становление такого отношения возможно лишь в практике многообразной совместной деятельности взрослых и детей, в многообразных формах их со-бытийной общности, в которых происходит встреча ребенка со Взрослым в его разных педагогических позициях и с разновозрастными сверстниками.

Образовательные процессы – в отличие от процессов образования – в своих исторических формах не самостоятельны, не случаются сами по себе и не практикуются в «чистом» виде. Они имеют культурную заданность, а в рамках определенной образовательной программы, определенного образовательного института оказываются (должны оказаться) взаимосвязанными и взаимопроницаемыми. Мы специально уточняем: «должны оказаться», так как в реальной образовательной практике одни образовательные процессы занимают доминирующее, а другие – подчиненное положение. Такими «ведущими» образовательными процессами выступают сегодня, как правило, процессы обучения, изредка - воспитания; процессы выращивания и формирования строятся как «сопутствующие», а по сути – случаются как и стихийные процессы образования.

 

Литература.

1.     Болотов В.А. Педагогическое образование в России в условиях социальных перемен. – Волгоград, 2001

2.     Взрослые и дети в образовательном пространстве /Под ред. И.С.Якиманской.  – М.: 2001

3.     Краевский В.В. О соотношении педагогики и психологии //Психологическая наука и образование. 1999. №3-4.

4.     Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2000

5.     Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. – СПб., 2004

6.     Очерки системной педагогики: Сб. науч. тр. /Коллектив авт. /Под ред. Р.АЛачашвили. – М.,2008

7.     Поддьяков А.Н. Противодействие обучению и развитию другого субъекта //Психологический журнал. 2004. Т.25. №3

8.     Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. – Биробиджан, 2005

9.     Слободчиков В.И. Проблема научного обеспечения инновационной деятельности в образовании (Концептуальные основания). – М.-Киров, 2003

10.                       Степанова М.А. Прошлое и настоящее психологии образования (по материалам журнала «Вопросы психологии») //Вопросы психологии. 2005. №2.

11.                       Щукина М.А. Об онтологическом статусе саморазвития личности //Вопросы психологии. 2007. №4

 

 

 

Автор: Слободчиков Виктор Иванович, руководитель отдела психологической антропологии Института психолого-педагогических проблем детства РАО, профессор, член-корр. РАО, действительный член Международной Славянской Академии имени Я.А. Коменского, доктор психологических наук.

 

 

 

 



«Высшие Богословские Курсы Московской Духовной Академии»
11.02.14

Главной целью Высших Богословских Курсов Московской Духовной Академии является религиозное образование и православное просвещение мирян, имеющих различное профессиональное образование.

Покров
11.02.14

Журнал духовно-нравственной культуры «Покров»

Добрая книга России
11.02.14

Противодействовать негативным и разрушительным тенденциям в области современной культуры путем создания просветительных книг, ориентированных на детей и молодежь и отвечающих высоким нравственным требованиям;

«Светочи России. XX век»
11.02.14

Программа «Светочи России ХХ века», в силу своего общенародного характера, подразумевает вовлечение широких общественных сил для реализации поставленных Программой задач. 

Доброе кино России
11.02.14

В современном кинематографе существует дефицит сильных, положительных, добрых, нравственных героев 



Центр духовно-нравственной культуры «Покров»
11.02.14
Важной задачей проекта является воссоздание традиционного православного мировоззрения через творческую деятельность. 
Исследование духовно-нравственной культуры..
11.02.14

«Исследование духовно-нравственной культуры и мировоззренческие парадигмы образования, культуры и социального развития»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
  

       Международный благотворительный кинофестиваль "Лучезарный Ангел" стал заметным событием в культурной жизни нашей страны.

       Миссия фестиваля - поощрение фильмов, которые пробуждают в сердцах зрителей веру в торжество правды, гармонии и красоты, фильмов, способствующихдуховному возрастанию и преображению человека. Благодаря кинофестивалю, работающему под девизом "Доброе кино возвращается", представленное на нем искусство стало значимой частью национального кинематографа.

 

  

Принимаете ли Вы участие в паломнических поездках?
Всего голосов: (1052)
Каждый год
Несколько раз в год
Редко
Никогда не бывал
© 2010. "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России". Институт экспертизы образовательных программ и
государственно-конфессиональных отношений

При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на программу
"Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России" или www.dnkrus.ru обязательна



Дизайн: exdesign