Сайт создан по благословению архиепископа Верейского Евгения
















05.11.12 Высшие Богословские Курсы при Московской Православной Духовной Академии ообъявляют набор 2013 г.
03.04.10 Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
25.01.10 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Международных Рождественских чтений
24.01.10 Викарный епископ Павлово-Посадский Кирилл: Донской монастырь должен стать местом паломничества школьников, студентов и интеллигенции
23.01.10 В Москве прошла пресс-конференция, посвященная проведению XVIII Международных Рождественских образовательных чтений


Оставьте, пожалуйста, Ваш e-mail, чтобы получать рассылку проекта.

В вашей корзине выбрано товаров: 0
поиск по сайту

Программа призвана наполнить духовно-нравственным содержанием просветительскую и образовательную работу среди молодежи.




ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

 

И.В., Королькова кандидат педагогических наук, директор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений.

 

Педагогический мониторинг – важнейший этап в воспитании духовной культуры личности школьника в процессе реализации курса «Духовная культура Урала»

 

Ключевые слова: педагогический мониторинг, воспитание, личность, духовная культура личности.

Резюме: в статье рассмотрены основные педагогические понятия в контексте отечественной культурно-педагогической традиции, а также охарактеризованы периоды и этапы педагогического мониторинга процесса воспитания духовной культуры личности школьника.

 

Проблема формирования духовной культуры личности в настоящее время становится одной из определяющих перспективы развития содержания образования. В соответствии с поправками к Закону «Об образовании» от 01.12.2007 года в пункте 2 статьи 14, наряду с другими требованиями, указывается на то, что «содержание образования должно обеспечить…

-формирование духовно-нравственной личности;

-формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…».

В «Программе развития воспитания в системе образования России» отечественные традиции названы одной из основ обновления содержания и структуры воспитания. По-новому оценивается роль Православия в истории России и признается его большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. В определении воспитания четко обозначено, что это есть деятельность по созданию условий для развития духовности.

Русский философ И.А. Ильин утверждал, что человек в процессе приобщения к подлинной культуре обретает свою духовную сущность и становится творческим субъектом. Культурная сущность человека обеспечивает целостность его личности и выступает как ведущее ценностное основание воспитания. С данных позиций воспитание - это целенаправленный процесс развития человека высокой культуры, человека сопричастного родной культурной традиции, становление человека, прежде всего, как духовного существа.

Отечественная культурно-педагогическая традиция неразрывно связана с этическими нормами православного христианства как своим фундаментом. В этой традиции личность рассматривается многими исследователями как духовное начало, предполагающее наличие другой личности и общение личностей. Признаком сформированности личности служит уровень развития ее самосознания, то есть осознания своей самотождественности в рамках социума, неповторимости как субъекта деятельности и носителя особого внутреннего духовного мира. С позиций системного подхода духовность человека можно рассматривать как системообразующий элемент целостности личности.

Под «культурой личности» многими учеными понимается система осознаваемых как ценности самим индивидом и ценимых в обществе качеств ума, характера, воображения, памяти, воли, развитых в процессе воспитания. В этом смысле можно говорить о нравственной, эстетической, политической, бытовой, гуманитарной, профессиональной и т.д. культуре личности. Основу  культуры личности составляет духовная жизнь человека или духовная культура личности.

По мнению С.Т.Погорелова, понятие «духовная культура личности» охватывает комплекс качеств, характеризующих направленность личности, сердцевину ее мировоззрения, мировидения, миропонимания, мироощущения. К существенным качествам духовной культуры личности исследователи относят следующие:

-    целостность личности как единство и согласованность внешнего и внутреннего планов бытия, единство культурного, социального и природного начал;

-    устремленность к поиску смысла жизни как определяющему свойству в выборе ценностных приоритетов в жизни и деятельности;

-    потребность в другом человеке как основу нравственности, строящейся на самоценности личности каждого, неприятие отношения к другому человеку как к средству; способность любить, то есть отдавать себя другому;

-    стремление к внутреннему самосовершенствованию на основе соотнесения своего реального «Я» с образом высокого человеческого идеала;

-    творческую субъектность как способность и стремление к созиданию в различных видах деятельности, творческому самовыражению и утверждению себя в мире созидательным трудом; осознание духовного смысла своей деятельности;

-  развитость исторической памяти, включающей патриотизм, гражданственность,
национальное самосознание;

-  направленность внутренних усилий на ограничение собственного «Эго» и расширение внутреннего пространства Совести;

-  способность и готовность любить как возможность преодоления ограниченности собственной индивидуальности, выход за пределы себя, преодоление одиночества через отдавание себя, единение с другими.

На основании перечисленных качеств духовной культуры личности нами  была определена система составляющих духовной культуры личности школьника, которая подробно будет раскрыта ниже.

Таким образом, задача формирования духовной культуры личности, опирающейся на национальные истоки, восстановления на этой основе личностной целостности стала как никогда актуальной. И ведущая роль в этом процессе принадлежит содержанию образования, которое должно обеспечить безболезненное вхождение ребенка в сегодняшнее общество, успешную адаптацию к его условиям. Содержание образования должно помочь школьнику понять, что современное общество – это общество, которое имеет уже свою многовековую историю, свои национальные традиции, свою культуру, которые неразрывно связаны с Православием.

Серьезным вкладом в развитие духовно-нравственного образования, по нашему мнению, может выступать курс «Духовная культура Урала», который направлен на решение проблем развития содержания и форм духовно-нравственного образования учащихся Свердловской области на материале ценностей отечественной культуры региона Среднего Урала.

В информационном обществе педагогический мониторинг является видом педагогической деятельности, имеющим свои цели, принципы, содержание, технологии.

В качестве основного определения педагогического мониторинга  нами принята его дефиниция, представленная А.С.Белкиным. Мониторинг – процесс непрерывного научно-обоснованного, диагностико-прогностического, планово-деятельностного слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач, средств их решения.

Данный мониторинг проводится учебным отделом Екатеринбургской епархии в рамках Временного научно-исследовательского коллектива при Институте развития регионального образования Свердловской области.

 Этот педагогический мониторинг носит практико-ориентированный характер и используется как условие педагогически целесообразной актуализации образовательного процесса преподавания курса «Духовная культура Урала».

На сегодняшний день существуют противоречия между низким уровнем духовной культуры личности школьника и возможностями гуманитарных образовательных программ (отсутствие технологий, воспитывающих духовную культуру личности школьника), между вербальным и деятельностным уровнем духовой культуры личности школьника (дети имеют знания о социокультурных понятиях, но не применяют их в своей жизни)

Мы планируем, анализируя полученные результаты, своевременно корректировать:

- содержательную часть курса «Духовная культура Урала»,

- педагогические условия реализации курса «Духовная культура Урала»,

- а так же принимать своевременные организационные, педагогические и управленческие меры.

Мониторинговые исследования осуществляются в течение двух периодов, каждый из которых, соответственно, состоит из этапов.

С июля по сентябрь 2007 года проводился подготовительный период, в который вошли два этапа.  С июля по август 2007 года реализовывался установочно-организационный этап, в течение которого осуществлялась разработка и определение критериев оценки качества духовной культуры личности школьника в процессе реализации образовательного курса «Духовная культура Урала».  Была определена следующая система составляющих духовной культуры личности школьника:

1.Когнитивная составляющая духовной культуры личности школьника.

1.1.  Освоение учащимися системы социокультурных понятий.

1.2. Освоение учащимися начальных способов научного познания, приемов исследования отношений.

1.3. Развитие мотивации обучения, сотрудничества для достижения социально-значимых результатов.

2 Ценностная составляющая духовной культуры личности школьника.

2.1. Межличностные отношения

2.2.         Ценностные отношения

3. Деятельностно–коммуникативная составляющая духовной культуры личности школьника.

3.1. Проявление системы отношений школьника на вербальном уровне (изменение речи):

3.2. Проявление системы отношений школьника на поведенческом уровне (изменение поведения)

3.3. Проявление системы отношений школьника на чувственно-эмоциональном  уровне.

Определены также и уровни духовной культуры личности школьника (оптимальный, адаптивный, достаточный, недостаточный).

Показателями и критериями мониторинговой системы взяты аспекты контроля качества образования и предполагаемые результаты реализации образовательного курса «Духовная культура Урала», указанные авторами «Программы социокультурного похода в образовании. Проект «Урал. Человек. Истоки». 

На этом же этапе была осуществлена  отработка системы коммуникативных процессов, отлаженное, бесперебойное функционирование которой обеспечивает качество педагогического мониторинга. Были определены функциональные обязанности кураторов базовых площадок и их состав. Также был проведен методический семинар по внедрению мониторинга в структуру образовательного процесса, по изучению критериев и показателей оценки уровня духовной культуры личности школьника.

На исходно-диагностическом этапе, который проходил с сентября по октябрь 2007 года, был проведен  экспертный анализ (вводное анкетирование),  педагогический анализ результатов, формулирование выводов и  оформление результатов.

Цель вводного анкетирования – получить срез не уровня знаний школьников по предложенным  вопросам, а, в основном, уровень возможности их проективного и ассоциативного мышления.

Результаты вводного анкетирования по трем составляющим развития духовной культуры личности школьника показали, что наряду с весьма высоким уровнем знания традиций семьи и своего народа, приобретенными школьниками за последние годы, наблюдается значительный пласт вопросов духовно-личностного характера, над которыми предстоит еще большая работа. Так, учащиеся слабо ориентируются в таких понятиях как «потребность в духовном росте» (изменение себя в лучшую сторону, умение бороться со страстями, пороками, своими недостатками), «потребность в достижении социального признания» (уважении, одобрении, достижении успеха, стремление быть лучшим, первым) или в таком понятии как «потребность в искусстве, прекрасном». Особое внимание необходимо обратить на формирование таких личностных качеств и умений как способность к самоконтролю, самодисциплине, самоограничению (отказ от неразумных желаний, поступков), способность к самореализации и самооценке. Итоги вводного анкетирования еще раз показали, что современная система школьного обучения остается на позициях больше предметного, чем проективного обучения, опирающегося на социокультурный подход в образовании. Именно эту задачу и призван решать образовательный курс «Духовная культура Урала».

С целью ознакомления учителей экспериментальных классов с результатами вводного анкетирования было проведено несколько семинаров, на которых были обсуждены практические и теоретические методы педагогической деятельности для преодоления выявленных пробелов у учащихся.

Были разработаны и включены в содержание программы «Духовная культура Урала»  дополнительные темы, пересмотрено соотношение часов, оптимально отвечающих поставленным целям и задачам.

Работа с педагогической информацией, полученной во время подготовительного периода, продолжилась в основном периоде педагогического мониторинга, который начался в октябре 2007 года и продлился до июля 2008 года. Этот период состоит из трех этапов.

На этапе организации опытной работы осуществлялась  реализация содержания курса (уроки и другие формы работы). На  коррекционном этапе (после каждой четверти) осуществлялось  практическое внедрение в образовательную деятельность всех предложений, полученных в результате педагогического анализа на предыдущем периоде работы. На итогово-диагностическом  этапе осуществлялся анализ тенденций изменения квалиметрических показателей, заложенных в составляющих духовной культуры личности школьника, определялась эффективность предыдущего этапа.

Отслеживая тенденции изменений показателей с помощью  педагогического мониторинга каждой составляющей духовной культуры личности школьника, в процессе опытно-поисковой работы мы получили педагогическую информацию в виде экспертных оценок и аналитических выводов.

В опытно-поисковой работе мы применили системный подход к объекту и предмету исследования. А в качестве инструментария педагогического мониторинга использовали методы научного исследования: наблюдение, письменный и устный опрос, анкетирование, изучение продуктов труда участников образовательного процесса и др. С учетом того, что опытно-поисковая работа проводилась перманентно, на основе целостности и преемственности можно сказать, что работа эта была проведена в соответствии с принципами педагогического мониторинга.

Показателем эффективности воспитания духовной культуры личности школьников является уменьшение количества детей, имеющих низкий уровень, и увеличение числа детей, имеющих оптимальный уровень духовной культуры.

 В процессе осуществления мониторинга реализации образовательного курса «Духовная культура Урала» при проведении подсчетов мы использовали один из первичных методов статистической обработки полученных результатов: выборочное среднее значение, которое как статистический показатель представляет собой среднюю оценку того или иного показателя составляющей духовной культуры личности школьника. Чтобы установить, что полученные результаты действительно свидетельствуют о повышении духовной культуры у школьников, мы применили один из методов вторичной статистической обработки результатов - статистику, называемую «хи – квадрат критерий». Полученные нами значения «хи-квадрат» по всем составляющим духовной культуры (когнитивная составляющая – 19,07; ценностная составляющая – 31,27; деятельностно-коммуникативная – 26,94) оказались значительно больше соответствующего табличного значения, составляющего для личности школьника – 16,27,  при вероятности допустимой ошибки меньше, чем 0,1%. Следовательно, предположение о значимых изменениях, которые произошли в оценках уровня духовной культуры школьников в результате реализации образовательного курса «Духовная культура Урала» подтвердилось: духовная культура у учащихся экспериментальных классов  значительно повысилась, и это мы можем утверждать, допуская ошибку, не превышающую 0,1%.

Положительная динамика изменения результатов свидетельствует о конструктивном влиянии реализации предложенной образовательной программы «Духовная культура Урала» на  повышение уровня духовной культуры личности школьника.

 

 

Список литературы:

1.                 Белкин А.С., Жаворонков В.Д. Педагогический мониторинг. - Екатеринбург: Екатеринбургский гос. пед. ун-т, 1997. - 29с.

2.                                   Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. избранных трудов. - М, 1993.

3.                 Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов //Стандарты и мониторинг в образовании, 2000, № 5. С.33-37.

4.                                   Грановская P.M. Психология веры. - СПб., 2004.

5.                                   Гулыга А. Русская идея и ее творцы. - М., 1995.

6.                                   Козловски П. Принципы этической экономии. - СПб., 1999.

7.                                   Несмелое В. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения. В кн. Смысл жизни: Антология/ сост, Н.К. Гаврюшина. - М., 1994.

8.                                   Рассел Б. Почему я не"христианин. - М., 1987.

9.                                   Соловьев B.C. Соч.: в 2 т. Т. 1. - М., 1989.

10.            Субетто А.И. Введение в квалиметрию  высшей школы. - М.: ИЦ Гособразования СССР, 1990, - 254с.

11.                          Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. - М., 1954. Т. 11.

12.                          Швейцер А. Жизнь и мысли.-М., 1996.



«Высшие Богословские Курсы Московской Духовной Академии»
11.02.14

Главной целью Высших Богословских Курсов Московской Духовной Академии является религиозное образование и православное просвещение мирян, имеющих различное профессиональное образование.

Покров
11.02.14

Журнал духовно-нравственной культуры «Покров»

Добрая книга России
11.02.14

Противодействовать негативным и разрушительным тенденциям в области современной культуры путем создания просветительных книг, ориентированных на детей и молодежь и отвечающих высоким нравственным требованиям;

«Светочи России. XX век»
11.02.14

Программа «Светочи России ХХ века», в силу своего общенародного характера, подразумевает вовлечение широких общественных сил для реализации поставленных Программой задач. 

Доброе кино России
11.02.14

В современном кинематографе существует дефицит сильных, положительных, добрых, нравственных героев 



Центр духовно-нравственной культуры «Покров»
11.02.14
Важной задачей проекта является воссоздание традиционного православного мировоззрения через творческую деятельность. 
Исследование духовно-нравственной культуры..
11.02.14

«Исследование духовно-нравственной культуры и мировоззренческие парадигмы образования, культуры и социального развития»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
  

       Международный благотворительный кинофестиваль "Лучезарный Ангел" стал заметным событием в культурной жизни нашей страны.

       Миссия фестиваля - поощрение фильмов, которые пробуждают в сердцах зрителей веру в торжество правды, гармонии и красоты, фильмов, способствующихдуховному возрастанию и преображению человека. Благодаря кинофестивалю, работающему под девизом "Доброе кино возвращается", представленное на нем искусство стало значимой частью национального кинематографа.

 

  

Принимаете ли Вы участие в паломнических поездках?
Всего голосов: (1054)
Каждый год
Несколько раз в год
Редко
Никогда не бывал
© 2010. "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России". Институт экспертизы образовательных программ и
государственно-конфессиональных отношений

При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на программу
"Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России" или www.dnkrus.ru обязательна



Дизайн: exdesign