Сайт создан по благословению архиепископа Верейского Евгения
















05.11.12 Высшие Богословские Курсы при Московской Православной Духовной Академии ообъявляют набор 2013 г.
03.04.10 Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
25.01.10 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Международных Рождественских чтений
24.01.10 Викарный епископ Павлово-Посадский Кирилл: Донской монастырь должен стать местом паломничества школьников, студентов и интеллигенции
23.01.10 В Москве прошла пресс-конференция, посвященная проведению XVIII Международных Рождественских образовательных чтений


Оставьте, пожалуйста, Ваш e-mail, чтобы получать рассылку проекта.

В вашей корзине выбрано товаров: 0
поиск по сайту

Программа призвана наполнить духовно-нравственным содержанием просветительскую и образовательную работу среди молодежи.




РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ.


И.В. Королькова

Ключевые слова: государственная система образования; Православная церковь; взаимодействие, условия, результаты.

Резюме: в статье прослеживается исторический аспект взаимодействия Православной церкви и государственной системы образования в России, обосновывается необходимость восстановления взаимодействия на современном этапе развития нашего общества.

The key-words: state educational system, Orthodox church, interaction, conditions, results.

The historical aspect of interaction Russian Orthodox church and educational state system, is presented in this article. The necessity of restoration in interaction at the present step of the development our society is based here.

 

Современные социологические исследования свидетельствуют о том, что за последние 10-15 лет религиозность россиян поднялась от почти нулевой отметки в конце 80-х годов до примерно половины населения в настоящее время. [6,С.5]. Большая часть граждан России, считающих себя последователями православного христианства и других, наиболее распространенных в нашей стране религий, ныне выражают потребность в получении религиозного образования, изучении религиозной культуры как элемента национальной культуры в современной школе.

Столь стремительные изменения общественного сознания, совершившиеся на протяжении короткого промежутка исторического времени, оказались во многом неожиданными для ученых, работников образования и для служителей православной церкви.

Известно, что традиционные религиозные организации накопили громадный опыт духовно-нравственного воспитания детей. На наш взгляд, современная российская школа может и должна использовать этот опыт в своей воспитательной работе. Но для этого необходимо найти современные, адекватные социокультурным условиям формы, в которых может развиваться взаимодействие государственной системы образования и Русской Православной Церкви.

Нам представляется, что естественным, органичным для России путем духовного возрождения общества и государства является обращение современной системы образования к традициям православной культуры и педагогики, восстановление многовекового взаимодействия государственной системы образования и Православной церкви.

С момента принятия христианства в Древней Руси и в течение восьми столетий система образования на Руси была неразрывно связана с Православной церковью. 

Вопросы взаимодействия Православной церкви и государственной системы образования в дореволюционный период освещены в исследованиях многих известных историков и педагогов. Среди них Б.Д. Греков, митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков), М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин, А.В. Арциховский, В.Л. Янин, протоиерей Знаменский П.В., протоиерей Цыпин Владислав, Сахаров А.М., Смолич И.К. и другие.

Отдельные аспекты проблемы взаимодействия РПЦ и государственной системы образования в современных условиях начала ХХI века получили освещение в работах таких ученных как М.В.Захарченко, игумен Георгий Шестун Ф.Н.Козырев, И.В.Метлик, В.И.Меньшиков и др. Однако в целом взаимодействие Православной церкви и государственной системы образования в современных условиях изучено еще недостаточно. Между тем, актуальность исследования проблемы взаимодействия Православной церкви и государственной системы образования подчеркивается различными кризисными явлениями в духовно-нравственном состоянии современной молодежи, среди которых многочисленные зависимости, снижение мотивации к труду и учебе.

Мы сочли необходимым рассмотреть проблему развития взаимодействия Православной церкви и государственной системы образования России в истории с тем, чтобы в дальнейшем систематизировать подходы и выработать механизмы для плодотворного взаимодействия, опираясь на существующую нормативно-правовую базу.

Известно, что с момента возникновения Древнерусского государства существовала органическая, объективная связь между Русским государством и Православием. Их единство обусловлено многими общими интересами, включая сферу образования и воспитания подрастающего поколения.

С самого начала княжеская власть была озабочена подготовкой образованных людей из собственной среды. Так, князь Владимир, по сообщению летописи, «нача поимати у нарочитые чади (т.е. у лучших людей) дети и даяти нача на учение книжное» [7,С.118]. Б.Д. Греков писал: «Совершенно ясно, что «учение книжное» — это не обучение грамоте, а школа, где преподавались науки, давалось серьезное по тому времени образование. Грамоте обучали не в этой школе. Простая грамота была известна на Руси задолго до Владимира». Это «систематическое образование, обучение тогдашним наукам»  [Там же].

 С принятием христианства в Древней Руси начался новый период бытия во всех отношениях, в том числе и  новый период просвещения.

Обращает на себя внимание тот факт, что принятие новой веры и организация школ протекали одновременно. И крещение Руси, и распространение грамотности князья считали звеньями единой политики — укрепления государства при помощи грамотного административного аппарата. С другой стороны, и князь и церковь в равной степени были заинтересованы в подготовке грамотных людей, готовых к объяснению народным массам представлений о божественном происхождении государственной власти.  Таким образом, в школьном «строении» выражалось стремление расширить влияние власти и новой религии на массы не только мерами административного характера, но и педагогическими средствами, в силу чего школа со стороны церкви и князей получила активную поддержку.

Слова летописца о том, что Владимир «вспахал» почву для развития просвещения, а Ярослав посеял книжное учение, раскрывают определенную преемственность в развитии древнерусского образования, дают возможность представить устройство школ не как нагромождение кратковременных случайностей, а как длительный процесс в определенной последовательности. Школы эти были открытыми для всех, желавших учиться, без различия состояний и будущих занятий их воспитанников. В них прослеживается преимущественно церковный характер курса, что зависело от общего религиозного направления жизни самого русского общества.

Большое значение имеет то, что образование на Руси началось с инициативы церкви.

Для раскрытия взаимосвязи православия и образования на Руси важен исторический факт создания равноапостольными Кириллом и Мефодием славянской письменности и перевода ими Священного Писания и богослужебных книг на славянский язык.

Труд равноапостольных братьев создал те условия, благодаря которым славянские народы смогли усвоить и принять православную веру вместе со всем литургическим и святоотеческим наследием. Тем самым был заложен фундамент будущей системы образования в нашей стране

Первые русские библиотеки и школы создавались при храмах и монастырях. С ХI века создаются новые переводные и уникальные памятники славянской книжности, формируется так называемый церковнославянский язык, который к ХVII веку становится официально русским литературным языком.

Монах Киево-Печерского монастыря Нестор стал автором первой летописи Русского государства – «Повести временных лет», начав повествование с 852 года. А диакон Григорий написал в 1056/57 г.г. Остромирово Евангелие – древнейшую точно датированную книгу, написанную кириллицей. Лаврентьевская летопись, дошедшая до наших дней, также была переписана монахом по имени Лаврентий. 

Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия  отразился и на образовании. Оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII–XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.

Основание книгопечатания, явившееся крупнейшим событием для истории просвещения в России, было предпринято церковью и царской властью для распространения богослужебных книг и оказало сильное влияние на развитие образования и культуры в целом. В 1551 году была создана и закреплена решениями Стоглавого собора система православного образования.

Таким образом, у истоков образовательной системы нашего государства стояла Православная церковь.

Взаимодействие государства и церкви в истории нашей страны было изменчиво: от симфонии до противостояния. Причем, инициатива в организации этого противостояния  полностью принадлежала государству.

«Связанная с народом власть царя и традиционная (autochton) власть пат­риарха создавали до ХVIII века конкретные предпосылки для диархии, которая при ус­ловии признания церковного авторитета во всех областях общественной жизни превращалась в симфонию.  Не идеализируя этой симфонии, надо все же признать, что прежде, чем Петр ввел государственную церков­ность, Церковь никогда не деградировала до уровня государственного учреждения»  [14,С.21].

«Суть симфонии составляет обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой»  [8,С.20].

С самого начала ХVIII века, фактически с 1700 года в организации церков­ного управления наступил синодальный период, продолжавшийся до 21 ноября 1917 г., т. е. до восстановления патриаршества в России [1,С.10].  Характерной особенностью всего синодального периода является то, что присущая Московской Руси симфония двух вла­стей была заменена подчиненностью Церкви государству вплоть до попы­ток на деле превратить Церковь в часть государственного аппарата.

Отстранение Православной церкви от участия в решении важнейших для России вопросов, несмотря на усилия самодержавной власти, которая не смогла освободиться от стереотипа петровских преобразований, привели к широкому распространению в народных массах мировоззрения, основанного на материалистическом восприятии окружающего мира и, в конечном итоге, к резкому падению авторитета самой власти. Нарушив равновесие взаимодействия с Русской Православной Церковью, которое непоколебимо существовало в общественном сознании до царствования Петра I, государственная власть не смогла самостоятельно справиться с теми серьезными проблемами, которые выпали на долю России. Это касается всех сфер жизни страны, в том числе и образования. Попытки Православной церкви хотя бы в начальной школе весь педагогический процесс направить на объединение обучения и воспитания, объединить религиозное, нравственное, трудовое и профессиональное воспитание, обучение, согласованное с потребностями общества, использовать методы народной педагогики, направленные на воспитание добросовестного труженика, хорошего семьянина, порядочного человека, встречали яростное сопротивление и назывались не иначе, как реакционные. Не имея реальных возможностей повлиять на ход событий, Православная церковь, из некогда влиятельной силы, способной повести за собой огромные массы православного и не только православного народа на решение таких важных вопросов как отстаивание государственности, защита интересов нашего Отечества, к началу ХХ века вынуждена была, к сожалению, только лишь наблюдать стремительное движение российского общества к катастрофе.  

Кульминацией противостояния государства Православной церкви стали революционные события 1917 г. Удар был нанесен уже на самом раннем этапе борьбы с Церковью декретом Совнаркома «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»: «Преподавание религиозных вероуче­ний во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допуска­ется»  [10,С.614].

Последующее взаимоотношение Русской Православной Церкви и государства осуществлялось в условиях, когда история сделала невозможным возвращение к дореволюционным принципам церковно-государственных отношений.

В течение многих десятилетий в нашей стране утверждалось негативное отношение к религии. Она трактовалась исключительно как орудие духовного угнетения и эксплуатации человека. Религия как феномен индивидуальной и общественной жизни, обширная область материальной и духовной культуры была практически исключена из содержания общего образования. «В учебно-воспитательной деятельности использовались лишь отдельные элементы знаний о религии, отбор и интеграция которых были подчинены целям атеистического воспитания, задачам выработки у школьников непримиримого критического отношения к религии, негативизма к религиозной культуре практически во всех её проявлениях» [6,С.4]. 

И все-таки Церковь подтверждала свою традиционную роль в жизни общества и выражала готовность трудиться в общественной сфере. Так, Поместный Собор 1990 года констатировал: «На протяжении тысячелетней истории Русская Православная Церковь воспитывала верующих в духе патриотизма и миролюбия.  Патриотизм проявляется в бережном отношении к историческому наследию Отечества, в деятельной гражданственности, включающей сопричастность радостям и испытаниям своего народа, в ревностном и добросовестном труде, в попечении о нравственном состоянии общества, в заботе о сохранении природы» [8,С.22].  

В настоящее время наступил новый этап взаимодействия государства и церкви, в том числе и в образовании. В общественном сознании произошла переоценка роли религии в культуре, в истории России, в духовно-нравственном развитии человека и общества. Религия, деятельность религиозных организаций стала фактором, активно воздействующим на социальные процессы и духовно-нравственный облик современного человека, российского общества в целом. Педагогической общественностью все более признается, что значимость изучения религиозного культурного наследия заключается не в узко-конфессиональных, а в общесоциальных, гражданских, этических, нравственных, художественных, семейных и других ценностях.

Представление о необходимости включения знаний о религии в содержание обучения и воспитания в светской школе в настоящее время связано как с позитивной оценкой религии существенной частью общества, так и осознанием того, что значительный пласт исторического и культурного наследия нашего народа и всего человечества не может быть освоен молодым поколением с достаточной глубиной без знания истории и культуры основных традиционных религий. Изучение религии в светской школе можно рассматривать как социальный заказ государственной системе образования, отвечающий образовательному запросу значительных слоев населения. 

Церковь, стремясь к участию в устроении человеческой жизни во всех областях, готова объединить свои усилия с представителями светской власти в системе образования.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», наряду с другими областями соработничества Церкви и Государства в нынешний исторический период, определены такие сферы совместной деятельности как:

-          забота о сохранении нравственности в обществе;

-          духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание [8,С.28]. «Школа есть посредник, который передаёт новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, своему отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний. Церковь призвана и стремится содействовать школе в ее воспитательной миссии, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего человеческого рода» [8,С.114].

Развитие практики взаимодействия Церкви и государственной системы образования в российском правовом пространстве не противоречит рамкам законодательства Российской Федерации: Конституции РФ, Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» и другим законодательным актам.

Правовую основу государственно-религиозных отношений, а также частного вопроса этих отношений – изучения знаний о религии и религиозной культуре в светской школе составляют также и международные правовые акты, подписанные нашим государством. Например, Конвенция Организации Объединенных Наций «О правах ребенка». В ней заявлено, что «дети имеют право разговаривать на своем языке, исповедовать свою религию и пользоваться своей культурой» [5,С.17].

Итоговый документ Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Вена, 15.01.1989 г.) налагает на государства-участники обязательства содействовать участию религиозных объединений в жизни страны [11,С.13].

Современное российское законодательство об образовании требует обеспечения в светской школе разнообразия мировоззренческих подходов (Статья 14 Закона РФ «Об образовании»). А в статье 9, п. 6 закона отражено: «Основные образовательные программы обеспечивают реализацию федерального ГОС…, включают материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». И в п.2 статьи 14 «Общие требования к содержанию образования» говорится: «Содержание образования должно обеспечивать... формирование духовно-нравственной личности».

Таким образом, и на современном этапе развития нашего общества интересы Православной церкви и государства в сфере образования и воспитания во многом совпадают, не противоречат друг другу.

Подтверждением этому являются качественные изменения  во взаимодействии по вопросам духовно-нравственного воспитания современного поколения молодых людей.

В своем вступительном слове на совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооружённых Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей 21 июля 2009 года Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев сказал: «Отношения государства и религиозных организаций в вопросах образования и воспитания, конечно, исключительно важны. Они затрагивают наиболее значимые вопросы формирования мировоззрения, системы ценностей любого человека, правил поведения в обществе, включая этическое наполнение этих правил, и, конечно, самым серьёзным образом влияют и на становление личности человека и гражданина Российской Федерации» [ 15].

В 19 регионах РФ начат эксперимент по преподаванию основ религиозной культуры. Ученики и их родители самостоятельно выбирают конкретный предмет обучения в рамках курса «Религиозная культура и светская этика». Новые дисциплины будут преподаваться пока только учащимся четвертых и пятых классов. При этом обучать ребят будут исключительно «светские» педагоги.

По итогам эксперимента возможно введение преподавания основ религиозной культуры во всех российских школах.

Д.А.Медведев также отметил, что «…при подготовке методических и учебных пособий, конечно, нам нужно будет руководствоваться рядом соображений. Главное соображение простое: мы должны воспитывать порядочных, приличных, терпимых, честных граждан, которые с интересом относятся к окружающему миру, с уважением относятся ко взглядам и убеждениям своих сограждан» [15].

Этой мысли  президента созвучны слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Если каждый из нас будет работать на достижение одних и тех же целей, одних и тех же ценностей, таких как патриотизм, уважение к старшим, добросовестное отношение к труду, защита окружающей среды, сочетание нравственности со всеми сферами человеческой жизни: с профессиональной, с творческой, с бизнесом – со всем, что человек делает, то я думаю, что в результате можно будет действительно включить очень важную религиозную мотивацию, а также достойную светскую мотивацию в формирование таких правильных подходов нашей молодёжи к проблемам современной жизни… И  тут, я думаю, мы должны рука об руку работать и опять-таки работать для достижения одних и тех же целей» [15].

Добрая воля к сотрудничеству и взаимодействию в сфере духовно-нравственного воспитания,   продемонстрированная на самом высоком уровне, президентом РФ и патриархом РПЦ, должна получить качественное развитие во взаимоотношениях церкви и государственной системы образования на региональном и муниципальном уровнях. Для этого, по нашему мнению, необходимо не только упорядочить организационно-правовое и методическое участие епархий в эксперименте  по преподаванию основ религиозной культуры и светской этики в школах России, но и разработать научные основы взаимодействия церкви с системой государственного образования. В условиях появления необходимой нормативно-правовой базы, на наш взгляд, назрела необходимость систематизации подходов и выработки механизмов этого взаимодействия.

 Можно сделать вывод о том, что во взаимодействии Православной церкви и государственной системы образования России наступил качественно новый этап – созданы важные условия для объединения усилий Церкви и государства в формировании духовно-нравственной культуры подрастающего поколения.

Литература.

 

1. Алексеева С.И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России 1856 – 1904 гг. С.П-г, «Наука». 2003.

2. Закона РФ «Об образовании». – М. 1995.

3. Леонтьев А.А. «История образования в России от Древней Руси до конца ХХ века. Статья. Энциклопедический словарь «Россия: история и культура». – М.: «Русский язык», 1993.    

4. Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История христианства на Руси до равноапостольного князя Владимира как Введение в историю Русской Церкви. Т.2. М., 1995.

5. Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.: Норма, 2000.

6. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М. Планета 2000, 2004, 384с.

7. Милов Л.В. История России с древнейших времен до конца ХVII века /под ред. Л.В.Милова. – М.: Эксмо, 2008.

8. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М. 2001.

9. Протоиерей Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. - СПб., «Летний сад»; «Коло», 2001.

10. Протоиерей Цыпин Владислав История Русской Церкви. 1917-1997.- М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.

11. Протопопов А.О. Религия и закон. Правовые основы свободы совести и деятельности религиозных объединений в странах СНГ и Балтии. Сборник правовых актов. – М.: Юриспруденция, 2002

12. Сахаров А.М.  Образование и развитие Российского государства в 14 – 17 веках. – М., Изд-во «Высшая школа», 1969.

13. Сказания о начале славянской письменности / Вступительная статья, перевод и комментарии Б. Н. Флоря.- М., 1981.

14. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700 – 1917. Ч.1. – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996.

15. http://www.kremlin.ru/text/appears/2009/07/220032.shtm

 

 

 



«Высшие Богословские Курсы Московской Духовной Академии»
11.02.14

Главной целью Высших Богословских Курсов Московской Духовной Академии является религиозное образование и православное просвещение мирян, имеющих различное профессиональное образование.

Покров
11.02.14

Журнал духовно-нравственной культуры «Покров»

Добрая книга России
11.02.14

Противодействовать негативным и разрушительным тенденциям в области современной культуры путем создания просветительных книг, ориентированных на детей и молодежь и отвечающих высоким нравственным требованиям;

«Светочи России. XX век»
11.02.14

Программа «Светочи России ХХ века», в силу своего общенародного характера, подразумевает вовлечение широких общественных сил для реализации поставленных Программой задач. 

Доброе кино России
11.02.14

В современном кинематографе существует дефицит сильных, положительных, добрых, нравственных героев 



Центр духовно-нравственной культуры «Покров»
11.02.14
Важной задачей проекта является воссоздание традиционного православного мировоззрения через творческую деятельность. 
Исследование духовно-нравственной культуры..
11.02.14

«Исследование духовно-нравственной культуры и мировоззренческие парадигмы образования, культуры и социального развития»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
  

       Международный благотворительный кинофестиваль "Лучезарный Ангел" стал заметным событием в культурной жизни нашей страны.

       Миссия фестиваля - поощрение фильмов, которые пробуждают в сердцах зрителей веру в торжество правды, гармонии и красоты, фильмов, способствующихдуховному возрастанию и преображению человека. Благодаря кинофестивалю, работающему под девизом "Доброе кино возвращается", представленное на нем искусство стало значимой частью национального кинематографа.

 

  

Принимаете ли Вы участие в паломнических поездках?
Всего голосов: (1054)
Каждый год
Несколько раз в год
Редко
Никогда не бывал
© 2010. "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России". Институт экспертизы образовательных программ и
государственно-конфессиональных отношений

При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на программу
"Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России" или www.dnkrus.ru обязательна



Дизайн: exdesign