Сайт создан по благословению архиепископа Верейского Евгения
















05.11.12 Высшие Богословские Курсы при Московской Православной Духовной Академии ообъявляют набор 2013 г.
03.04.10 Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
25.01.10 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Международных Рождественских чтений
24.01.10 Викарный епископ Павлово-Посадский Кирилл: Донской монастырь должен стать местом паломничества школьников, студентов и интеллигенции
23.01.10 В Москве прошла пресс-конференция, посвященная проведению XVIII Международных Рождественских образовательных чтений


Оставьте, пожалуйста, Ваш e-mail, чтобы получать рассылку проекта.

В вашей корзине выбрано товаров: 0
поиск по сайту

Программа призвана наполнить духовно-нравственным содержанием просветительскую и образовательную работу среди молодежи.




ВЫСТУПЛЕНИЕ В КАЛИНИНГРАДЕ СЕМЬЯ

                                         Инга Владиленовна Королькова,

                                         директор Института экспертизы

                                          образовательных программ и

                             государственно-конфессиональных отношений

 

 

Уважаемые участники конференции, говоря о семье и о семейных ценностях, необходимо отметить, что это не только сугубо наша отечественная ценность, это вообще всемирная ценность, и когда наши оппоненты говорят нам об общечеловеческих ценностях, то как раз в данном случае, реальными общечеловеческими ценностями являются семейные ценности, а не свобода от них. В традициях всех народов семья, момент зачатия, человеческая жизнь имели сакральный характер. А всякие иные формы сожительства – это либо какая-то экзотика, а скорее всего - какие-то отклонения от нормы.

Переживаемый сегодня кризис семьи связан с длительным, масштабным, первоначально захватившим только европейскую цивилизацию, а в последние десятилетия охватившим весь мир процессом перемен в сфере семейных отношений. В основе его принципиальное изменение исторически сформировавшихся роли и функций мужчины и женщины, как в семье, так и в обществе. Под давлением независимых от воли отдельных людей общественных процессов сначала мужчина, а затем и женщина перестали выполнять в полном объеме те социальные функции (роли), которые на них возлагались в семье, и которые выполнялись ими на протяжении большей части истории этого социального института.

Мужчину и женщину в семье объединяли не только дети и совместная собственность, но и совместный труд. И именно изменения в характере труда привели к серьезным изменениям в модели семьи. В традиционном обществе отец и мать совместно (хотя и по-разному) работали дома, в поле, часто вместе с детьми, прививая детям трудовые навыки. Традиционная семья была одновременно и экономическим институтом (двор, хозяйство, ремесленная мастерская, лавочка).

Точкой отсчета на пути разрушения традиционной семьи стала Промышленная революция, хотя и не сразу, превратившая мужчину в единственного «добытчика» средств существования и развития семьи. Кроме того, многочасовой фабричный труд вне дома отдалял мужчин от семьи и возможности оказывать влияние на воспитание детей. Тем самым открылась пропасть между трудом и семьей.

В традиционном обществе, с точки зрения экономической, труд женщин не рассматривался как менее значимый, чем труд мужчин. В свою очередь, и время не делилось на потраченное на труд и на семейную жизнь. Все изменилось с победой индустриальной революции. Ответственной за воспитание детей и поддержание дома-семьи стала исключительно женщина-жена.

Но и эти очередной раз строго очерченные социальные роли мужчины и женщины в семье были деформированы в период первой мировой войны. На этот раз кардинальной деформации подверглись социальные функции женщин. Женская эмансипация, как социальное явление, до недавнего времени существовала только в нашей европейской цивилизации. Она исторически обусловлена. Когда стало не хватать мужских рабочих рук, мужчин на заводах заменили женщины. На них легла ответственность и за результаты труда и за семью. В результате женщины усвоили и мужские роли, и мужское поведение, в том числе в семье. За 20 век женщина в европейской цивилизации перестала рассматривать выполнение своих функций в семье в качестве основных.

Отныне мужчина и женщина получают возможность для самореализации исключительно в трудовой деятельности вне семьи. Семья начинает рассматриваться как препятствие в деле самореализации человека, как препятствие в повышении производительности труда на производстве и в достижении более высокого уровня жизни.

Но, тем не менее, до революции 1917 года для русской семьи была характерна ранняя брачность и  практически всеобщая брачность (неженатых мужчин и незамужних женщин было менее 8%) [4]. Браки были венчанными  (церковный брак), семьи – многодетными. Кроме того, семья объединяла несколько поколений – не только родителей и детей, но и бабушек и дедушек.  Разводы не превышали уровня 2-3%. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни в этот период происходила естественным образом в процессе жизнедеятельности в родительской семье. Ситуация резко изменилась после Октябрьской революции.

В годы советской власти традиционный уклад семейной жизни и вся сложная система семейных установок, норм и ценностей претерпели значительные изменения. Государственная политика способствовала тому, что уже в 1920-е годы  церковный брак практически повсеместно был заменен гражданским. Резко возросло количество разводов. К 1935 году  их абсолютное число по сравнению с 1913-м годом увеличилось в 68 раз [2].  Были разрешены аборты, что привело к их стремительному росту. Стала пропагандироваться установка на равенство полов. С первых лет советской власти были приняты государственные меры по освобождению женщин от «кухонного и семейного рабства» с дальнейшей их переориентацией в сферу производства. Социально-экономические преобразования, репрессии, военные лихолетья привели к тому, что мужчины в течение длительного времени были отстранены от семейного взаимодействия. В эти периоды весь груз семейных проблем, включая материальное обеспечение семьи и заботу о детях, советские женщины вынуждены были нести самостоятельно. При этом ответственность за воспитание подрастающего поколения в советский период в значительной мере была возложена на государство. Данные обстоятельства самым негативным образом отразились на супружеских и детско-родительских отношениях граждан нашей страны. В целом можно утверждать, что к концу советского периода многовековой патриархальный семейный уклад в нашей стране практически полностью был уничтожен.

Однако, несмотря на грандиозные преобразования в политических и социально-экономических сферах и на масштабное экспериментирование в сфере брачно-семейных отношений, к концу советского периода в нашем государстве во многом еще была сохранена сама ценность семейной жизни. Многие традиционные семейные ценности (такие как ценность супружеской верности, ценность уважительного отношения к старшим и др.) формировались как на уровне семейного воспитания, так и на уровне специально разработанных школьных учебных программ. (Так, например, в начале 80-х годов на государственном уровне был введен предмет «Этика и психология семейной жизни», нацеленный на половое  воспитание школьников и формирование у них  ценностей семейной жизни, получивший многочисленные положительные отзывы у родителей и учителей). Обращает на себя внимание и тот факт, что, несмотря на то, что в годы советской власти СМИ, советское искусство и литература были предельно политизированы, но в них не проповедовалась аморальность.

Ситуация в нашей стране очередной раз кардинально изменилась после крушения Советского Союза и последовавшей вслед за этим коренной социально-экономической перестройкой. В этот период  под лозунгом «свободы слова» традиционная для нашей культуры система ценностей, включая семейные, подверглась массированной атаке. В России с 90-х годов ХХ века через СМИ стало активно насаждаться потребительское мировоззрение с гедоническими и эгоистическими установками, навязываться внесемейные и антиродительские установки,  пропагандироваться «терпимость к неоднозначности». В школах страны половое воспитание практически повсеместно было заменено на сексуальное просвещение. Эта смена подхода к подготовке подрастающего поколения к семейной жизни заключалась в перенесении  акцента из сферы социальных отношений с соответствующими ей нравственными и моральными  нормами в область физиологии.

В этот период мировоззрение  россиян последовательно  перестраивалось в сторону девальвации семейного образа жизни и либерализации половой морали. Социально-экономическая неустойчивость, стремительная трансформация в ценностно-смысловой сфере россиян самым негативным образом отразились на духовно-нравственном и физическом состоянии населения нашей страны. В России в перестроечный период,  начиная с 1992 г., стала стремительно сокращаться численность населения. Так, за 10 лет она  сократилась  на 4,4 млн. человек. Был отмечен  рост внебрачных сожительств. Увеличилось количество внебрачных детей. Стало сокращаться количество регистрируемых браков и увеличиваться количество разводов [1].

Таким образом, в ХХ веке  произошёл фундаментальный пересмотр представлений о ценностях семейной жизни, включая ценности создания семьи и ценности деторождения. Со второй половины ХХ века начинается лавинообразный характер разрушения семьи. В конце 60-х-начале 70-х годов во всех западных странах легализуются аборты. Аборты были запрещены вплоть до 60-х годов в большинстве стран.

С начала ХХI века во всём мире начался новый период в разрушении культурно-нравственных устоев и семейных ценностей: западные страны одна за другой легализуют однополое сожительство. В более чем в 10 странах Европы уже  узаконены однополые браки, причём  с правом усыновления детей. Началось это в 2001 г. с Нидерландов. Затем в 2003 г. однополые браки были легализованы в Бельгии, в 2005 г. -  в Испании и Канаде, в 2006 г. -  в ЮАР, в 2009 г. – в Норвегии и Швеции,  в 2010 г.-  в Португалии, Исландии и  Аргентине, в 2012 г. -   в Дании.  Аналогичные законопроекты приняты  в первом чтении в феврале 2013 г.  во Франции и в Великобритании. 

При этом юридическое закрепление прав сексуальных меньшинств в разных странах  происходит под покровительством таких солидных международных организаций как ЕС, Совет Европы, ОБСЕ и ООНТак, например, 17 июня 2011 года Совет ООН по правам человека принял резолюцию, запрещающую дискриминацию представителей сексуальных меньшинств (лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендерных лиц). Через СМИ было заявлено, что Организация Объединенных Наций планирует создать специальный орган, который должен будет контролировать соблюдение прав сексуальных меньшинств во всех странах мира. Законодательства государств будут проинспектированы на наличие законов, затрудняющих  их существование.

Необходимо признать, что в настоящее время мы наблюдаем проявления очередного этапа разрушения семьи и семейных ценностей: человечество подходит к решению проблемы искусственного производства детей, т.е. не вынашивание биологическими родителями, а создание их в пробирках, производство, в том числе, искусственно из яйцеклеток. Делается попытка  перехода к конструированию человека. При этом широко пропагандируются различные, якобы современные формы сожительства людей, которые как бы заменяют традиционную семью. На самом же деле, эти формы - ни прогресс, ни модернизация, а  хорошо забытые старые грехи, с которых просто снято моральное табу, и которые таились в самых сокровенных уголках сознания и были где-то на самой дальней обочине жизни, но стали, вдруг, торжествовать и навязывать себя.

Россия не стоит в стороне от этих мировых процессов. Обращаем ваше внимание на то, что в нашей стране в 2012 г. лишь в третьих чтениях был заблокирован так называемый «гендерный закон» (проект федерального закона № 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации (О государственных гарантиях равноправия женщин и мужчин)»). Опасность данного законопроекта федерального уровня заключалась в том, что в нём благодаря  смысловой подмене в тексте  понятий  «пол» на «гендер» исподволь создавались благоприятные условия для узаконивания в нашей стране прав людей с так называемой «нетрадиционной сексуальной ориентацией» (гомосексуалистов,  лесбиянок, транссексуалов, бисексуалов и т.д.), то есть сексуальных извращенцев. Причем лица, которые посмели бы после принятия этого закона хоть как-то ограничить дарованные сексуальным меньшинствам многочисленные права и свободу, должны были  бы понести «материальную и уголовную ответственность в соответствии с законом» и «в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права» [7].

Таким образом, в настоящее время наблюдается дальнейшая массированная атака, направленная на трансформацию  мировоззрения россиян. В этой сложной ситуации отсутствие продуманной, финансируемой государством программы духовно-нравственного и полового воспитания подрастающего поколения, отвечающей интересам страны, приводит к тому, что формирование мировоззрения и полового самосознания подрастающего поколения осуществляется на иных, чуждых нашим культурным ценностям основаниях.

Не стоит недооценивать и то обстоятельство, что большинство современных молодых людей с раннего возраста, стремясь получить интересующую их информацию, много времени проводят в системе Интернет. В этом случае именно Интернет, а потом и телевидение, начинают выступать для них в качестве специфических значимых «воспитателей», формирующих их мировоззрение. Уполномоченный по правам ребенка в Бельгии  Бернар де Вос предупреждает: «технологический прорыв, который наблюдает общество, не влечет за собой улучшение в нравственной жизни. Дети как самая незащищенная часть общества чувствуют это на себе более других. Самый «умный» виртуальный справочник «обо всем на свете»  помимо действительно нужной и ценной информации предлагает пользователям и так называемый отрицательный контент – сведения негативного, порой преступного характера. 60% всей информации в Интернете посвящено сексу. В это же число входят огромное количество сайтов, которые несут порнографический характер» [4,с.244].Опасность заключается в том, что если не принять соответствующих комплексных мер, то процесс формирования  мировоззрения нового поколения россиян, включающий в себя и формирование у них семейных ценностей, может  выйти из-под контроля семьи и школы, что чрезвычайно опасно для будущего нашей страны. И тогда, как отмечает доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института системного анализа РАН В.Н. Лексин [4], можно лишь ожидать последовательного отказа от устоев и завершения полуторавекового расшатывания русской семейной традиции.

Может создаться впечатление, что все усилия по изменению ситуации с подготовкой современной молодёжи  к созданию крепкой счастливой многодетной семьи  в условиях современной российской действительности тщетны.  Но это не так. На наш взгляд, не всё так безнадёжно. Не надо забывать о том, что главным носителем традиционных ценностей является семья. А она, согласно многочисленным опросам, ежегодно проводимым в нашей стране, по-прежнему является ведущей ценностью для всех категорий современных российских граждан, включая молодёжь [1]. Так, например,  согласно опросу ВЦИОМ (на 2009 г) на тему «Самая важная сфера жизни», который охватил  1 600 человек из 42 регионов нашей страны,  наиболее значимой жизненной сферой у 98% опрошенных по-прежнему остаётся «семья и дети» [4].

Опрос, проведенный в 2010 г. в 10-м классе МОУ Еврогимназии №176 г. Екатеринбурга после преподавания  нового учебного курса «Нравственные основы семейной жизни», позволил установить, что 96% юношей и девушек хотели бы в будущем создать собственные семьи. 65 % старшеклассников  заявили  о своём намерении  иметь в будущем  не менее 2-х детей. Абсолютное большинство из них хотели бы, чтобы в их будущих семьях сохранялась супружеская верность (90%).

Вместе с тем при подготовке современной российской молодёжи к семейной жизни следует учитывать ещё одно важное обстоятельство. В настоящее время не только у подрастающего поколения, но и у взрослых россиян обнаруживается  противоречивая система ценностей, что приводит к их дезориентации в семейной жизни [1].

Так, например,  при опросе десятиклассников в  Еврогимназии № 176 г. Екатеринбурга было установлено, что 90% старшеклассников, в настоящее время настроены на сохранение супружеской верности в браке. Этот показатель  соответствует традиционной для нашей культуры системе семейных  ценностей. Но те же самые школьники в отношении решении вопроса о допустимости для себя добрачного сожительства  обнаружили достаточно высокую лояльность к данным отношениям. Так,  около 55% из них (70% юношей и 40% девушек) заявили, что они допускают для себя возможность так называемого «пробного брака».

Так что же делать? Решение столь сложной задачи как подготовка современной российской молодёжи к семейной жизни  требует комплексного подхода.

Отечественные демографы и социологи (А.И. Антонов, В.А. Борисов, В.М. Медков, А.Б.Синельников) убеждены, что оптимизировать вектор изменений семейных ценностей в условиях глобализации должно государство, которое обладает для этого достаточными ресурсами. Семейные ценности, как и любые другие ценности, целенаправленно формируются. При этом следует учесть, что без духовно-нравственных и информационных стимулов регулировать семейное благополучие, а значит и рождаемость, невозможно. Поэтому:

Во-первых,  для решения  задачи подготовки российской молодёжи к семейной жизни  необходима  продуманная государственная семейная политика. При этом на государственном уровне не только должна быть поставлена цель поддержки института российской семьи и формирования у населения страны традиционных семейных ценностей, но и детально разработаны  конкретные  комплексные меры, позволяющие сделать процесс трансляции традиционных семейных ценностей в стране максимально управляемым и эффективным.

Во-вторых, формирование у россиян традиционной системы семейных ценностей должно осуществляться  и через сложную систему формирования общественного мнения в отношении семьи, допустимых и целесообразных моделей полоролевого поведения в браке и добрачных отношениях, в плане  желательности детей и их количества, допустимости абортов и т.д. и т.п. Большую помощь в этом вопросе могли бы сыграть СМИ, литература и искусство, которые в  этот принципиально важный для нашей  страны период должны быть переориентированы на пропаганду ценности семейного образа жизни и ценности многодетности.

Формирование просемейного общественного мнения может выступить в качестве своеобразного «социального рычага», позволяющего изменить  в нужную для государства строну ценностные установки россиян и оказать решающее влияние на все стороны брачно-семейных отношений. (В качестве иллюстрации сказанного хотелось бы отметить тот факт, что максимальная рождаемость у русских отмечается в тех регионах нашей страны, где русские не доминируют и где до сих пор традиционная семья и дети – общественно признаваемая ценность. Например, в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республиках Калмыкии, Дагестане и Ингушетии [4]).

В-третьих, усилиями ведущих ученых нашей страны следует разработать комплекс специальных программ и новых учебных предметов, нацеленных на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения и формирование у них традиционных семейных ценностей.  Данные программы и учебные предметы должны реализовываться на всех уровнях образовательного процесса  и охватить разные возрастные группы, начиная с детского сада и заканчивая студенческой аудиторией.

Таким образом, успешное решение проблемы подготовки современной российской молодежи к семейной жизни возможно только при комплексном подходе к ней. Принципиально значение в этом вопросе будет иметь разработка и реализация продуманной семейной политики адекватной реалиям сегодняшнего дня. Важную роль в сохранении института российской семьи и духовно-нравственной подготовке молодёжи к семейной жизни, с нашей точки зрения, должна сыграть Православная Церковь. Так как именно православное мировоззрение лежит в основе традиционных семейных ценностей.

 Молодое поколение – это будущее нашей страны. От того, какими оно вырастет, какие будут сформированы семейные и жизненные ценности у современных российских юношей и девушек, то есть каким будет их мировоззрение, зависит  и будущее нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



«Высшие Богословские Курсы Московской Духовной Академии»
11.02.14

Главной целью Высших Богословских Курсов Московской Духовной Академии является религиозное образование и православное просвещение мирян, имеющих различное профессиональное образование.

Покров
11.02.14

Журнал духовно-нравственной культуры «Покров»

Добрая книга России
11.02.14

Противодействовать негативным и разрушительным тенденциям в области современной культуры путем создания просветительных книг, ориентированных на детей и молодежь и отвечающих высоким нравственным требованиям;

«Светочи России. XX век»
11.02.14

Программа «Светочи России ХХ века», в силу своего общенародного характера, подразумевает вовлечение широких общественных сил для реализации поставленных Программой задач. 

Доброе кино России
11.02.14

В современном кинематографе существует дефицит сильных, положительных, добрых, нравственных героев 



Центр духовно-нравственной культуры «Покров»
11.02.14
Важной задачей проекта является воссоздание традиционного православного мировоззрения через творческую деятельность. 
Исследование духовно-нравственной культуры..
11.02.14

«Исследование духовно-нравственной культуры и мировоззренческие парадигмы образования, культуры и социального развития»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
  

       Международный благотворительный кинофестиваль "Лучезарный Ангел" стал заметным событием в культурной жизни нашей страны.

       Миссия фестиваля - поощрение фильмов, которые пробуждают в сердцах зрителей веру в торжество правды, гармонии и красоты, фильмов, способствующихдуховному возрастанию и преображению человека. Благодаря кинофестивалю, работающему под девизом "Доброе кино возвращается", представленное на нем искусство стало значимой частью национального кинематографа.

 

  

Принимаете ли Вы участие в паломнических поездках?
Всего голосов: (1054)
Каждый год
Несколько раз в год
Редко
Никогда не бывал
© 2010. "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России". Институт экспертизы образовательных программ и
государственно-конфессиональных отношений

При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на программу
"Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России" или www.dnkrus.ru обязательна



Дизайн: exdesign